14.04.2022
Татьяна Федина
18 688

Ученые определили скорость зарождения жизни

6.3

Исследователи из Университетского колледжа Лондона выяснили, что жизнь появилась через очень короткий промежуток времени после формирования Земли. Авторы исследования считают, что это потенциальное доказательство существования внеземной жизни. По поводу самих образцов продолжаются дискуссии.

© Pixabay

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Science Advances, изучали камень, найденный недалеко от Инукджуака на севере Квебека (Канада). Его возраст оценили примерно в 3,75-4,28 миллиарда лет.

В более ранней статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи из Университетского колледжа Лондона (UCL) предположили, что крошечные нити, выступы и трубки, найденные в породе, были созданы бактериями примерно за 300 миллионов лет до общепринятой даты появления первых признаков жизни на Земле.

В то время некоторые представители научного сообщества не соглашались, что структуры, обнаруженные внутри скалы, имели биологическое происхождение и, следовательно, не являлись признаком ранней жизни.

Поэтому сотрудники Университетского колледжа Лондона повторно исследовали скалу, которая когда-то была куском морского дна. Образцы собрал ведущий автор исследования доктор Доминик Папино в 2008 году. Разрезав породу на участки толщиной c обычный бумажный лист, авторы определили, что ее возраст составляет от 3,75 до 4,28 миллиарда лет, — такой вывод удалось сделать благодаря наличию редкоземельных элементов в составе. Эти элементы находились на том же уровне, что и другие образцы древних пород аналогичного возраста.

Ученые задействовали различные микроскопы и суперкомпьютер для создания 3D-моделей структур породы. Они подтвердили, что порода имела волнистую форму и содержала органический углерод — вещество, входящее в состав органических соединений. Это характеризует бактерии, специализирующиеся на окислении железа.

Исследователи предполагают, что бактерии внутри породы оставляли после себя минерализованные химические побочные продукты, которые соответствуют тому, как древние микробы питались железом, серой и, возможно, углекислым газом.

Авторы также использовали визуализацию, что позволило им обнаружить сантиметровый стебель с параллельными ветвями с одной стороны. Хотя некоторые из структур, выявленных в породе, могли быть созданы в результате химических реакций, ствол, скорее всего, имел биологическое происхождение.

«Значит, жизнь могла зародиться всего через 300 миллионов лет после образования Земли, — отметил Папино. — С геологической точки зрения это быстро: примерно один оборот Солнца вокруг центра Галактики».

До этого открытия следующий по возрасту биологический образец ранней жизни был найден в Австралии, его возраст составляет примерно 3,46 миллиарда лет. Хотя некоторые представители научного сообщества также оспаривают эти образцы, опять же, утверждая, что они могут быть не биологического происхождения.

Новый образец породы должен помочь понять, как формируется жизнь и может ли она существовать за пределами Земли. «Эти находки имеют значение для возможности существования внеземной жизни. Если жизнь возникает относительно быстро, то при правильных условиях это повышает вероятность существования жизни на других планетах», — подытожил Папино.