12.12.2022
8 004

Ученые узнали, почему зеленый цвет ослабляет боль

4.8

Китайские исследователи изучили влияние зеленого цвета на мозг и узнали, почему, когда мы смотрим на этот цвет, болевые ощущения в нашем теле притупляются.

Ученые узнали, почему зеленый цвет ослабляет боль / ©Getty images

Известно, что воздействие зеленого цвета помогает снизить уровень боли. Такие эксперименты ученые ранее проводили на животных. Существуют и неофициальные данные о том, что этот цвет будто бы ослабляет боль у людей с такими заболеваниями, как артрит, мигрень и фибромиалгия. Причины этого эффекта оставались загадкой.

Исследователи из Фуданьского университета и других научных организаций Китая решили узнать о них подробнее. Свои выводы они представили в журнале Science Translational Medicine. Исследование проводили на мышах. Чтобы больше узнать о том, как свет влияет на мозг, группа ученых изучила все части зрительной нервной системы грызунов — от глаз до серого вещества.

Они начали с фоторецепторов палочек и колбочек на внешней сетчатке глаза. Отключая каждый из этих рецепторов в разное время, а затем проверяя то, как они приводят к изменениям в ощущении боли, ученые обнаружили, что нейронный путь к такому эффекту начинается с палочек и колбочек.

Схематическая иллюстрация механизмов облегчения боли при зеленом свете у мышей / ©Y.-L. Tang и другие / medicalxpress.com

Затем команда перешла к изучению роли ганглиозных клеток во внутренней части сетчатки, которые и получают сигналы от фоторецепторов. Используя генетическое подавление, авторы исследования узнали, какие из клеток отвечают за связь с так называемым вентральным латеральным ядром в таламусе, функция которого — помогать координации и планированию движений.

После этого ученые отслеживали такую передачу сигналов, когда свет от разных цветов направляли в глаза мышей. Выяснилось, что зеленый свет приводил к более интенсивной передаче сигналов гамма-аминомасляной кислоты, важнейшего тормозного нейромедиатора ЦНС. Это, в свою очередь, повышало экспрессию так называемого гена Penk, кодирующего белок со схожим названием — PENK. Данный белок — предшественник молекулы под названием ENK, которая активирует опиоидные рецепторы в мозге, что приводит к притуплению боли.