28.07.2020
Мария Кривоченко
5 365

Ученые рассказали о пользе мурашек

Гусиная кожа — феномен, который до сих пор непонятен ученым. Многие считают его пережитком прошлого. Группа американских исследователей доказала, что мурашки связаны с регуляцией стволовых клеток и стимулируют рост волос.

© Madeleine
© Madeleine / Автор: Telestis Scaevinius

Мурашки — странный физиологический механизм. Долго время ученые считали его бесполезным следом эволюции: подобная реакция у млекопитающих поднимает шерсть, делая животное визуально больше. Кроме того, приток крови помогает быстрее согреваться, поэтому мы покрываемся гусиной кожей на холоде.

Ученые из Гарвардского университета проанализировали механизм появления мурашек, чтобы понять, есть ли у них другие, более актуальные функции. Новое исследование, опубликованное в журнале Cell, показывает, как взаимодействуют различные типы клеток и как стволовые клетки реагируют на изменения во внешней среде.

Команда провела несколько опытов на мышах и выяснила, что мышцы, сокращающиеся при появлении мурашек, связаны с симпатической нервной системой. Они реагируют на холод и связывают нервы с волосяными фолликулами. Так, волосы встают дыбом, и появляется эффект гусиной кожи.

Волосяной фолликул, симпатический нерв (зеленый) и мышца (пурпурный) под микроскопом / © Гарвардский университет

Система, которая отвечает за появление мурашек, связана со стволовыми клетками. При длительном пребывании на холоде она становится чрезвычайно активной и высвобождает больше нейротрансмиттеров. Это заставляет стволовые клетки быстро регенерировать фолликул и выращивать новые волосы, чтобы в будущем защитить человека от обморожения.

«Стволовые клетки кожи потенциально могут реагировать на разнообразные стимулы отдельных органов, всего организма или даже внешней среды», — говорит биолог Я-Чи Хсу из Гарвардского университета.

Исследователи выявили двухкомпонентную систему: нерв активирует стволовые клетки с помощью нейромедиаторов, а мышца позволяет нервным волокнам соединяться с ними. Кроме того, именно мышца связывает нервы и волосяные фолликулы, причем именно последние заставляют мышцу увеличиваться. «Мы обнаружили, что сигнал исходит от самого волосяного фолликула, — отметила биолог Юлия Шварц. — Он выделяет белок, который регулирует образование гладкой мускулатуры, а она, в свою очередь, притягивает нерв».

Как мышцы (розовые), симпатический нерв (зеленые) и стволовые клетки волосяного фолликула (синие) реагируют на холод / © Гарвардский университет

Пока у авторов исследования есть данные только о том, как этот механизм работает у мышей, но сходства в строении кожи у них и других млекопитающих, в том числе человека, позволяет думать, что у людей мурашки выполняют ту же функцию. Такое же сокращение мышц вокруг волосяных фолликулов вызывает появление небольших бугорков на коже. В те времена, когда наши предки были покрыты шерстью, это обеспечивало моментальную небольшую защиту от холода и усиливало ее в долгосрочной перспективе.

Команда собирается продолжить исследования, чтобы понять, как стволовые клетки реагируют на другие условия внешней среды и появление на коже ран.