Тропические леса Амазонки могут превратиться в саванну — Naked Science
05.10.2020

Тропические леса Амазонки могут превратиться в саванну

4.8

Ученые из Швеции и Нидерландов пришли к выводу, что экосистема Амазонии в будущем рискует стать похожей на саванну. Всему виной — выбросы парниковых газов.

Тропические леса Амазонки могут превратиться в саванну / ©mir-da.ru

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications. Дождевые леса Амазонии — «лидер» по части биоразнообразия на планете. Каждый десятый описанный вид животных или растений на Земле широко распространен в тропиках Амазонки. Они являются одним из важнейших регионов «кислородного» потенциала в мире.

При этом тропические леса крайне чувствительны к изменениям количества осадков: если таковых не хватает в течение длительного времени, области рискуют перейти в «режим» саванны. Поэтому джунгли Амазонки находятся под пристальным вниманием ученых.

Специалисты из Stockholm Resilience Centre (Швеция) и Утрехтского университета (Нидерланды) провели исследование, основанное на компьютерных моделях и анализе данных, и пришли к неутешительным выводам. При этом изучались не только леса Амазонки, но и все тропические леса планеты.

Ученые сообщают, что на 40 процентах территории Амазонки количество осадков сегодня подошло к границе, когда этот лес может как остаться тропическим, так и превратиться в саванну. А вот в некоторых частях Амазонки осадков уже недостаточно. Более того, ожидается, что эта тенденция будет только нарастать в связи с выбросами парниковых газов.

Выяснилось, что сокращается площадь даже самой устойчивой к пересыханию части тропического леса Амазонии. Таким образом, ученые пришли к выводу, что этот регион близок к переломному переходу от влажных тропиков к саванне. Причем после исчезновения этот лес, вероятно, не вырастет снова — или вырастет, но на гораздо меньшей площади, чем ранее. Особенно это касается лесов на территории бассейна реки Конго.

Стабильность свойственна лишь тропикам Индонезии и Малайзии, поскольку количество осадков в этих регионах зависит скорее от океана, нежели от самих деревьев (листья которых выделяют водяной пар).  Что касается Амазонии, то вердикт ученых таков: эти леса могут восстановиться после того, как превратятся в саванну, но лишь частично. Возможен и вариант потери устойчивости к восстановлению к концу XXI века.

В любом случае восстановление тропического леса займет не одно десятилетие, в течение которых множество животных и растений исчезнет навсегда. Ученые подчеркивают, что изучали только воздействие изменений климата на тропические леса, не учитывая влияние развития сельского хозяйства и лесозаготовок.