Сперма трутней способна ослепить пчеломатку — Naked Science

Сперма трутней способна ослепить пчеломатку

Семенная жидкость трутней может ослаблять зрение пчелиной «царицы», препятствуя ее дальнейшим спариваниям с другими самцами.

bees0

Из всей многочисленной семьи медоносных пчел воспроизводством занимается лишь одна самка-«царица» и несколько самцов-трутней. Причем спаривание происходит лишь однажды, когда молодая матка покидает гнездо и отправляется в призывный полет, чтобы набрать запас спермы, который будет расходовать всю дальнейшую жизнь.

«Облет матки» может занять несколько дней, и самке, а также ее будущему семейству, полезно обзавестись хромосомами разных самцов, обеспечив полезное для выживания генетическое разнообразие. Ну а трутням, разумеется, выгоднее оставить побольше собственного потомства, дав меньше шансов конкурентам. Такое расхождение распространено довольно широко среди животных, и самцы нередко вырабатывают различные механизмы, препятствующие дальнейшему спариванию самки. Один из них ученые из Дании, Австралии и США описывают в статье, опубликованной в журнале eLife.

Их работа показала, что в мозге пчелиных маток, контактировавших с семенной жидкостью трутней, меняется активность генов, вовлеченных в работу зрения (в качестве контроля использовались самки, контактировавшие с обычной соленой водой). Такие самки также слабее реагировали на свет. Нарушение работы зрительного аппарата по-видимому не дает матке отправиться в новый роящийся полет, снижая шансы на новые спаривания.

В самом деле, когда биологи прикрепили к пчелиным «царицам» крошечные трекинговые устройства (см. на иллюстрации), обнаружилось, что если они устремлялись в полет после контакта со спермой, то чаще контрольной группы терялись и не могли найти свой рой. При этом новый полет они спешили начать как можно скорее — прежде, чем проявится ухудшение зрения. Скорее всего, так самки пытаются противодействовать не слишком-то «честной» стратегии трутней.