29.05.2023
Мария А.
2 181

Эксперимент показал, как «сумасшедшие бобы» влияют на подвижность сперматозоидов

4.4

Травянистое растение мукуну жгучую, известную как «бархатные бобы», «стизолобиум жгучий» или «сумасшедшие бобы», среди прочего применяют при лечении укусов змей, депрессии и болезни Паркинсона. Авторы нового исследования решили проверить, эффективен ли порошок из Mucuna pruriens для улучшения подвижности сперматозоидов.

Сперматозоиды
Один из важнейших показателей спермограммы, которые отражают оплодотворяющую способность эякулята, — подвижность половых клеток / © Giphy / Автор: Euclio Drusus

Привычные методы восстановления мужской фертильности — гормональная терапия, экстракорпоральное оплодотворение и хирургическое вмешательство. Также популярным вариантом остается использование натуральных продуктов и растений, среди которых выделяется Mucuna pruriens — зернобобовая культура мукуна жгучая, произрастающая в Африке, на Мадагаскаре и в тропической Азии. Прикосновение к ней может спровоцировать зуд и раздражение спустя несколько минут: волоски на семенных коробочках содержат серотонин (5-гидрокситриптамин), а само растение — галловую кислоту, глюкозид, мукунин, мукунадин, никотин, прируенин, пруриенадин.

Медики из государственного Университета Ганы провели эксперимент на крысах и выяснили, как порошок из этих «сумасшедших бобов» влияет на количество и подвижность сперматозоидов. Результаты исследования опубликованы в журнале Phytomedicine Plus.

Мукуна жгучая / © Wikipedia

Под бесплодием обычно понимают неспособность зачать ребенка в течение года. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, с этим столкнулись более 72 миллионов. Причин мужского бесплодия много, не последнюю роль в этом играют окружающая среда и образ жизни — например, питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, уровень активности и стресса.

Ранее ученые показали, что качество спермы может улучшить отказ от сигарет, спиртных напитков, снижение количества красного мяса и потребление большего количества овощей. Помимо этого, можно использовать различные биодобавки. Так, трава эпимедиума (горянки) снижает уровень окислительного стресса и впоследствии увеличивает выработку спермы.

«Поскольку поиск более новых и безопасных растительных продуктов продолжается, семена Mucuna pruriens считаются одними из таких, по которым недостаточно эмпирических данных, хотя они предназначены для повышения уровня либидо и тестостерона. Кроме того, остается много вопросов по безопасной дозе M. pruriens из-за уровня дофамина, содержащегося в семенах. Опять же, исследований на животных, демонстрирующих влияние на фертильность, не существует», — отметили авторы новой работы.

Перед экспериментом ученые сушили семена мукуны на солнце в течение трех дней и слегка обжаривали, чтобы разрушить твердую оболочку, а затем измельчали в порошок. Из порошка готовили экстракт в концентрациях 500 миллиграммов на килограмм веса, 1000 миллиграммов на килограмм веса и 2000 миллиграммов на килограмм веса. Опыты проводили на 28 самцах крысы.

Грызунов распределили на четыре группы по семь самцов в каждой. Первая была контрольной (крысам давали дистиллированную воду), вторая — группой низкой дозы M. pruriens, третья —средней, четвертая — высокой. Экстракт мукуны давали испытуемым в течение 90 дней, а на 91-й животных умерщвляли и брали образцы крови. Также на анализ отправляли органы — яички, простату, семенные пузырьки, печень, почки и сердце.

Результаты показали, что, во-первых, все крысы, даже из группы контроля, за время эксперимента нормально набирали вес — наибольшие изменения выявили в группе, которой давали высокие дозы экстракта мукуны. M. pruriens сама по себе не приводит к набору массы.

«Уровень тестостерона показал постепенное увеличение. Однако это изменение не было существенным. Эстроген снижался, но не в зависимости от дозы, при этом наибольшее снижение наблюдалось в группе, сидевшей на средней дозе. Фолликулостимулирующий гормон, с другой стороны, увеличивался только в группе с высокой дозой, но не был статистически значимым», — рассказали исследователи.

Что касается подвижности сперматозоидов, то она значительно увеличилась у грызунов из всех экспериментальных групп, но максимальные изменения ученые наблюдали у крыс, получавших среднюю дозу. Количество сперматозоидов снижалось у животных, которым давали низкие и высокие дозы экстракта, а самые высокие показатели были, опять же, у группы со средней дозой.

По словам авторов работы, гистологическое исследование не показало каких-либо неблагоприятных эффектов экстракта семян Mucuna pruriens на органы, в том числе репродуктивные. Результаты биохимического анализа крови тоже были в норме.

«Область, которую мы хорошо изучили, — это влияние M. pruriens на фертильность. В этом исследовании и единственном доступном исследовании на людях, во время которого мукуну давали здоровым добровольцам, наблюдалось увеличение количества и подвижности сперматозоидов. Гормональные изменения до сих пор остаются предметом догадок», — подытожили ученые.