12.03.2019
Редакция Naked Science
13 132

Пчелиных трутней застали за полезным делом

«Ленивые» самцы диких пчел взяли на себя дополнительные обязанности, но лишь затем, чтобы получить больше шансов на спаривание.

bee0

Трутень — синоним безделья и бесполезности в работе: немногочисленные самцы пчел действительно не принимают практически никакого участия в жизни улья и заботе о потомстве. Однако новое исследование краснокнижных пчел-цератин (Ceratina nigrolabiata) обнаружило у них первый случай почти полноценного труда, в который включаются и трутни. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Самки цератин прогрызают тоннели в корнях растений, устраивая в них гнездо. В отличие от обычных медоносных пчел, они одиночки и самостоятельно собирают нектар, готовя все необходимое для выведения потомства и его выкармливания. Во время отлучек самки гнездо остается без присмотра — и самцы уже собираются поблизости. Чешские биологи во главе с Якубом Страки (Jakub Straka) наблюдали за гнездами цератин на воле, в национальном парке Подийе.

Ученые заметили, что самцы затыкают вход в гнездо и удерживают его в течение более чем часа, выставив наружу лишь заднюю часть тела. При этом они пережили 41 атаку хищных насекомых и более чем в половине случаев не дали им проникнуть внутрь. Каждый раз по возвращении самка потирала брюшко самца и тот отходил в сторону, пропуская ее, после чего снова становился «на стражу».

Такое поведение трутней развилось не от большой любви к труду. Ученые полагают, что оно повышает их шансы оплодотворить самку и передать свои гены следующим поколениям. Отираясь около самки, пока та обустраивает гнездо и откладывает яйца, самец получает немало возможностей на оплодотворение, которое у цератин может происходить на разных этапах жизни. Верность избраннице пчелиные трутни тоже не хранят и время от времени меняют гнездо, чтобы расширить перспективы оставить потомство.