12.03.2019
Редакция Naked Science

Пчелиных трутней застали за полезным делом

«Ленивые» самцы диких пчел взяли на себя дополнительные обязанности, но лишь затем, чтобы получить больше шансов на спаривание.

bee0

Трутень — синоним безделья и бесполезности в работе: немногочисленные самцы пчел действительно не принимают практически никакого участия в жизни улья и заботе о потомстве. Однако новое исследование краснокнижных пчел-цератин (Ceratina nigrolabiata) обнаружило у них первый случай почти полноценного труда, в который включаются и трутни. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Самки цератин прогрызают тоннели в корнях растений, устраивая в них гнездо. В отличие от обычных медоносных пчел, они одиночки и самостоятельно собирают нектар, готовя все необходимое для выведения потомства и его выкармливания. Во время отлучек самки гнездо остается без присмотра — и самцы уже собираются поблизости. Чешские биологи во главе с Якубом Страки (Jakub Straka) наблюдали за гнездами цератин на воле, в национальном парке Подийе.

Ученые заметили, что самцы затыкают вход в гнездо и удерживают его в течение более чем часа, выставив наружу лишь заднюю часть тела. При этом они пережили 41 атаку хищных насекомых и более чем в половине случаев не дали им проникнуть внутрь. Каждый раз по возвращении самка потирала брюшко самца и тот отходил в сторону, пропуская ее, после чего снова становился «на стражу».

Такое поведение трутней развилось не от большой любви к труду. Ученые полагают, что оно повышает их шансы оплодотворить самку и передать свои гены следующим поколениям. Отираясь около самки, пока та обустраивает гнездо и откладывает яйца, самец получает немало возможностей на оплодотворение, которое у цератин может происходить на разных этапах жизни. Верность избраннице пчелиные трутни тоже не хранят и время от времени меняют гнездо, чтобы расширить перспективы оставить потомство.