25.02.2022
2 416

Собаки оказались способны тосковать по умершим сородичам

4.8

Международная группа ученых пришла к выводу, что домашние собаки, живущие вместе, скорбят по второму псу, если тот умер. Особенно если они имели при жизни дружеские отношения и по второй собаке тоскует хозяин.

Собаки оказались способны тосковать по умершим сородичам / ©Getty images

По своим умершим компаньонам — другим животным того же вида — скорбят многие представители млекопитающих. Например, слоны, киты, дельфины и человекообразные обезьяны. Но не только они: есть исследования, согласно которым тоску по скончавшимся собратьям способны испытывать и птицы.

Реакции горя вообще распространены у социальных видов. Они выражаются в прикосновениях, изучении и ношении с собой тела умершего. А вот о способности скорбеть домашних собак, которые тоже относятся к социальным видам, ученые ничего не сообщали, хотя у диких псов подобные случаи «тоски» изредка замечали.

Сотрудники Ветеринарной клиники и лаборатории Сан-Марко, университетов Падуи и Миланского (Италия), Линкольна (Великобритания), Бернского (Швейцария) и других научных организаций решили пролить свет на этот вопрос. Свои выводы они представили в журнале Scientific Reports.

Исследование включало опрос 426 жителей Италии, у которых было по крайней мере две собаки. Одна из них умерла, а вторая осталась жить. Порядка 66,4 процента респондентов потеряли второе животное более чем за год до исследования.

Владельцев спрашивали о любых изменениях в поведении выжившей собаки, а еще о том, какими были отношения псов до смерти одного из них. Кроме того, хозяева рассказали о своем уровне стресса после утраты питомца.

Выяснилось, что 86 процентов людей наблюдали негативные изменения в поведении второй собаки после смерти первой. Еще 32 процента сообщили, что такие перемены сохранялись в течение от двух до шести месяцев, а в 25 процентах случаев — больше полугода.

При этом 67 процентов отметили, что выжившая собака начала больше искать внимания, у 57 процентов одинокое животное стало меньше играть, у 46 процентов — просто стала менее активной. По словам 35 процентов участников, потерявший друга пес больше спал и стал пугливее, у 32 процентов он меньше ел, а у 30 процентов стал больше скулить и лаять.

Известно, что 93 процента собак жили друг с другом больше одного года, а 69 процентов из них, судя по словам их хозяев, дружили между собой. Как отметили исследователи, продолжительность жизни друг с другом у обеих собак не накладывала заметный отпечаток на поведение выжившего пса. Скорее этому способствовали «приятельские» отношениями между ними, а еще степень скорби самого хозяина.

Поэтому ученые сделали вывод, что негативные эмоции выживших собак могут быть вызваны как отношением к умершему собрату у самого пса, так и отношением к этой смерти их человека.