15.02.2023
Анна Новиковская
5 265

Ученые обнаружили, что змеи вовсе не глухи

7.5

Обычно люди считают змей абсолютно глухими и способными ощущать только вибрации, распространяющиеся через почву. Но исследователи из Австралии и США доказали, что эти рептилии реагируют и на обычные звуки.

Австралийский питон Рамсея тоже участвовал в эксперименте / © Christina Zdenek / Автор: Анастасия Кожевникова

У змей нет наружных ушей, так что обычно люди полагают, что эти пресмыкающиеся не способны слышать звуки, распространяющиеся в воздухе, и реагируют только на вибрации почвы, веток, камней и других опор. Именно поэтому туристам, гуляющим по «змеиным» местам, рекомендуют топать погромче, чтобы заранее предупреждать безногих рептилий о приближении человека и дать им возможность уползти.

Однако исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета (США) и Квинслендского университета (Австралия), результаты которого опубликованы в журнале PLOS One, показало: на самом деле змеи реагируют на звуки, распространяющиеся по воздуху, и потенциально могут различать даже человеческие голоса. Эксперимент проводили на 19 рептилиях, принадлежащих к пяти семействам, так что эта особенность неуникальна среди «ползучих гадов» и, скорее всего, присуща всем сухопутным змеям.

Авторы работы использовали два типа звуков: один распространялся только через землю и мог ощущаться змеями через вибрацию почвы, другой был слышен лишь в воздухе и должен был восприниматься внутренним ухом животного. Оказалось, хотя змеи определенно воспринимают распространяющиеся в воздухе звуки, реакция сильно зависит от вида: в то время как питоны двигаются на звук, тайпаны и смертельные змеи, напротив, стремятся уползти подальше.

Вероятно, тип реакции зависит от размера и общей манеры поведения змеи: питоны — относительно крупные змеи с малым количеством естественных врагов, поэтому они могут в первую очередь рассматривать источник звука как место, где скрывается потенциальная добыча. Большинство других змей существенно мельче, им приходится беспокоиться о нападении хищников и проявлять осторожность.

Несмотря на то что яд гадюкообразной смертельной змеи убивает человека за шесть часов, характер этой рептилии достаточно робкий / © wikipedia.org

Таким образом, называть змей абсолютно глухими неправильно. Но ученым еще предстоит выяснить, какие именно звуки эти пресмыкающиеся слышат и как различается их реакция в зависимости от тона звука и вида змеи.