Самцы крыс дали потомство во время эксперимента китайских ученых — Naked Science
21 июня

Самцы крыс дали потомство во время эксперимента китайских ученых

6.4

Китайские ученые воспроизвели модель мужской беременности млекопитающих на лабораторных крысах: результаты оказались успешными лишь отчасти, но все равно показали, что в таких случаях эмбрионы могут развиваться нормально. Мировое сообщество восприняло эксперимент с ужасом.

Грызун
© China Photos, Getty Images

Мужская беременность — чрезвычайно редкое явление в природе: обычно оно подразумевает инкубацию плодов самцами до рождения, а игловые (лат. Syngnathidae) — единственное известное семейство, в котором потомство вынашивают самцы. У млекопитающих же беременность — ответственность самок. Тем не менее ученые до сих пор окончательно не уверены, действительно ли представители «сильного пола» не способны быть беременными.

Предыдущие исследования показали, что эмбрионы мышей, перенесенные в половые органы самцов, будут развиваться в ограниченной стадии, поскольку этому препятствуют некоторые факторы. По мнению китайских ученых из Военно-морского медицинского университета в Шанхае, росту эмбрионов в организме самцов млекопитающих мешают два момента: отсутствие матки и специфической микросреды (динамические уровни гормонов и других молекул в организме).

Научная группа провела эксперимент на крысах, который западные СМИ с ужасом окрестили вопиющим и «франкенштейновским». Опыты на животных обычно нужны для оценки безопасности различных препаратов, ведь многие подобные исследования тем или иным образом ухудшают качество жизни вовлеченных в них живых существ. К тому же испытания на животных моделях в последнее время считают пустой тратой времени и денег: около 95 процентов лекарств, протестированных таким образом, не работают для людей. Из-за этого Министерство сельского хозяйства США ранее объявило, что некоторые исследования на млекопитающих постепенно прекратят к 2025 году.

Схемы соединения самки и самца крысы / © Rongjia Zhang, Yuhuan Liu

Работа опубликована на портале препринтов bioRxiv.org и пока не прошла рецензирование. Итак, в четыре этапа ученым удалось создать модель мужской беременности на лабораторных крысах Льюиса.

«Наш экспериментальный протокол включал трансплантацию матки и гетеросексуальный парабиоз (два живых организма хирургически соединяют вместе, чтобы они образовывали единые общие физиологические системы. — Прим. ред.). Трансплантация матки — хирургическая процедура. Парабиоз — экспериментальная модель, которая позволяет хирургическим путем соединить двух животных и их кровеносную систему через анастомоз (соединение, особенно между сосудами, полыми органами и полостями, которые обычно отделены друг от друга или разветвляются. — Прим. ред.). Эксперимент состоял из четырех стадий: 1) самцов крыс подвергали кастрации, удаляли яички, правую вентральную предстательную железу и семенные пузырьки, а затем попарно соединяли с самками, чтобы дать аналогичную женскую микросреду путем кровообращения; 2) им трансплантировали матку; 3) в пересаженные матки самцов переносили эмбрионы на стадии бластоцисты, а, чтобы сравнить развитие, часть их подсаживали в матки самок; 4) самцам проводили кесарево сечение», — рассказали авторы исследования.

Четыре стадии эксперимента / © Rongjia Zhang, Yuhuan Liu

Когда самцы давали потомство, их разделяли с самками. Всего в исследовании участвовали 46 пар и 842 эмбриона (562 перенесли в женские парабионты, 280 — в мужские). Большинство погибли до рождения: плоды имели другую форму и цвет, а также атрофию или отек плаценты. Предположительно, аномальная гибель случилась на поздней стадии развития. 169 (30,07%) эмбрионов нормально развились в родных матках женских парабионтов, в то время как в пересаженных самцам матках — только 27 (9,64%). Однако десять детенышей, появившихся на свет таким путем, все же достигли зрелого возраста и не имели никаких проблем со здоровьем, родившие отцы тоже чувствовали себя нормально. Таким образом, эксперимент оказался успешным лишь на 3,68 процента.

«Мы сделали вывод, что нормальное развитие эмбрионов у самцов млекопитающих зависит от механизма, который связан именно с воздействием крови беременных самок. Чтобы проверить наше предположение, 90 эмбрионов на стадии бластоцисты трансплантировали только в пересаженные матки мужских парабионтов: по итогу мы не обнаружили у них нормальные развивающиеся эмбрионы», — подытожили специалисты.

Четыре стадии эксперимента / © Rongjia Zhang, Yuhuan Liu

Возвращаясь к реакции мирового сообщества: против исследования китайских ученых выступила в том числе организация по защите прав животных PETA (People for the Ethical Treatment of Animals). «После того как самцов кастрировали и насильно связали с самкой, их разрезали и имплантировали матку, в них помещали эмбрионы — все ради того, чтобы увидеть, смогут ли они успешно произвести потомство, — заявила старший советник по научной политике PETA Эмили Макайвор. — Такие поразительные тесты продиктованы исключительно любопытством и никак не влияют на наши знания о репродуктивной системе человека».