2 апреля
18 353

Рыбы оказались способны складывать и вычитать

6.2

Эксперименты с цихлидами и скатами продемонстрировали, что рыбы неплохо справляются со сложением и вычитанием небольших чисел.

Псевдотрофеус-зебра (M. zebra)
Псевдотрофеус-зебра (M. zebra) / ©BW, Flickr

Базовая арифметика не требует мозга, сопоставимого с человеческим. Способности к сложению и вычитанию небольших чисел демонстрируют многие животные, не только млекопитающие, но и, скажем, пчелы. А новое исследование германских зоологов показало, что эти операции по силам и некоторым рыбам – по крайней мере, скатам и цихлидам, с которыми экспериментировали ученые. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Вера Шлюсель (Vera Schluessel) и ее коллеги из Боннского университета поставили опыты с пресноводными скатами-хвостоколами Potamotrygon motoro и цихлидами-псевдотрофеусами Maylandia zebra. Рыб помещали перед парой воротцев, на которых изображались несколько простых геометрических фигур разных цветов, обучая выбирать одно из них, чтобы получить лакомую награду.

Правильный выбор зависел от символов на карточке, которая демонстрировалась животным перед встречей с воротцами. Например, если показывалась карточка с тремя синими квадратами, то награду можно было найти, двинувшись по ходу, отмеченному четырьмя (три плюс один) синими квадратами. Желтый цвет соответствовал вычитанию.

Схема эксперимента. Первая карточка отмечена цифрой 3, воротца – 4 / ©Schluessel et al., 2022

С этими «школьными» задачами справились не все рыбы. Однако шесть из восьми цихлид и три из восьми скатов, которые участвовали в экспериментов, легко разобрались, в чем дело. В частности, такие «умные» скаты делали правильный выбор в 94 попытках сложения и 89 процентах – вычитания. Любопытно, что сравнительно лучшие способности к сложению продемонстрировали и цихлиды: эта операция требовала у рыб меньше попыток обучения и приносила правильный результат чаще, нежели вычитание.

Тот факт, что цихлиды показали себя лучше скатов, возможно, связан с тем, что эти экземпляры давно живут в лаборатории и постоянно используются для изучения поведения и мышления, поэтому могли оказаться лучше подготовленными к подобным тестам. В принципе, ни тот, ни другой вид не является хищным или высоко социальным, и для чего им такие способности к математике – неясно.

«Интереснее вопрос о том, отчего до сих пор такие животные как рыбы обычно описываются как “примитивные” или “низшие” позвоночные, – пишут авторы работы. – Становится очевидно, что рыбы, их когнитивные способности, их статус и “интеллект” нуждаются в пересмотре… Многие когнитивные навыки, которые демонстрируют рыбы, не слабее, чем у птиц и млекопитающих».