17.01.2019
Редакция Naked Science
1 335

Растения на «Чанъэ-4» погибли

На этой неделе СМИ сообщали, что в рамках биологического эксперимента на лунном модуле «Чанъэ-4» проросли семена хлопчатника. Он стал первым растением, проросшим на Луне и вообще за переделами Земли. Но с наступлением лунной ночи организмы погибли.

biosphere-first-release-pic-seeds-sprout-chongqing-university-cns1

Как сообщает GBTimes, хлопчатник, проросший на обратной стороне Луны на борту китайского лунного модуля «Чанэ-4», погиб из-за низких температур долгой лунной ночи.

Растения были частью биологического эксперимента «Чанъэ-4», в который также входили семена картофеля, рапса и резуховидки Таля, а также яйца плодовых мух и дрожжи. Эти организмы содержались в 2,6-килограммовом контейнере, опустившемся на Луну в китайском зонде 2 января.

Целью эксперимента, начавшегося спустя два часа после исторической посадки, было оценить то, как растения и животные растут и развиваются в лунных условиях.

На поверхности спутника Земли низкая гравитация, высокие уровни радиации и большие перепады температур. Однако семена хлопчатника смогли справиться с этими жесткими условиями — по крайней мере поначалу, — став первым земным растением, проросшим на поверхности другого мира. Как обстоят дела с другими организмами, представители китайской космической программы не сообщили.

Снимок биологического эксперимента, полученный центром управления миссией «Чанъэ-4» седьмого января 2019 года 87 часов спустя после впрыскивания воды, на котором видны ростки хлопчатника / © Chongqing University

У контейнера, судя по всему, нет собственного обогревателя, так что наступление лунной ночи в конце прошлой недели (она длится примерно две земных недели) стало губительным для ростков хлопчатника.

Позднее в этом месяце, когда в кратере Карман снова наступит день, мертвые растения начнут гнить. Однако контейнер представляет собой закрытую систему, так что разлагающийся материал не попадет на поверхность Луны.

Модуль «Чанъэ-4» и ровер «Юйту-2» собирают подробные данные о поверхности кратера Карман. Эта информация передается обратно на Землю через спутник «Цюэцяо», в мае 2018 года запущенный Китаем на гравитационно-стабильную точку на лунной орбите.

Симулированные тесты миссии «Чанъэ-5» / © Framegrab/CCTV

«Чанъэ-4» — часть амбициозной программы КНР по роботизированному исследованию Луны. Лунные станции «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» были запущены в 2007 и 2010 годах соответственно, а пара из посадочного модуля и ровера «Чанъэ-3» прилунилась в декабре 2013-го.

Если все пойдет по плану, то позднее в этом году Китай запустит миссию «Чанъэ-5», которая должна будет собрать образцы и вернуться с ними на Землю.