30.10.2019
9 580

Раскрыто влияние бактерий на общение и спаривание птиц

Характерный запах птиц создают живущие в их железах бактерии, и нарушение этой микрофлоры снижает возможности общения с сородичами.

Серые юнко — воробьиные птицы размером около 15 сантиметров
Серые юнко — воробьиные птицы размером около 15 сантиметров / ©Danielle Whittaker, BEACON, MSU

Взаимодействуя друг с другом, птицы полагаются в том числе на запах. Как и у нас, характерные запахи их тела создают живущие бактерии, которые выделяют летучие вещества. Однако у птиц эти пахучие сигналы играют куда большую роль, чем у людей, поэтому нарушение нормального состава их микрофлоры может вести к снижению возможностей для коммуникации и поиска партнера. Об этом Дэниел Уайттекер (Danielle Whittaker) и его коллеги из Мичиганского государственного университета пишут в статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology.

Ученые исследовали серых юнко (Junco hyemalis) — небольших певчих птиц Северной Америки, показав, что запах их тела создается микробами, обитающими в копчиковой железе. Расположенная сверху, у основания хвоста, она выделяет секрет для чистки, смазки и обеззараживания перьев — и, как стало понятно теперь, участвует в коммуникациях между птицами. Изменение состава микрофлоры копчиковой железы или ее полное уничтожение прямой инъекцией антибиотиков — все эти манипуляции приводили к изменениям «пахучего профиля» юнко и их способностей к взаимодействию с сородичами.

Смазывая перья секретом копчиковой железы, птицы сохраняют запах, который для остальных служит важным источником информации о здоровье и гормональном состоянии, в том числе о готовности к спариванию и выведению потомства. Ученые отмечают, что бесконтрольное использование и выбрасывание противомикробных средств и веществ, существенно влияющих на микрофлору, может негативно сказаться на состоянии птичьих популяций.