10 февраля

В эволюции крокодилов нашли недостающее звено

5.1

Ученые из Великобритании обнаружили окаменелости одного из самых ранних представителей эволюционной линии крокодилов.

Найденный череп древнего крокодила / ©royalsocietypublishing.org

Один из ключевых переходов в эволюции наземных позвоночных произошел в триасе, когда доминирующих синапсид предыдущего, пермского периода сменили ранние архозавры и архозавроморфы. К первым относятся млекопитающие и их вымершие предки, ко вторым — исчезнувшие динозавры, птерозавры и ныне живущие птицы и крокодилы. Начальное деление архозавров случилось в среднем триасовом периоде. При этом о ранних представителях эволюции крокодилов известно мало.

Ученым из Бирмингемского университета и Музея естественной истории Технического университета в Великобритании удалось приоткрыть завесу тайны. Для этого они воспользовались окаменелостями, найденными еще в 1963 году, во время экспедиции палеонтолога Алана Чарига, но до сих пор пылившимися на музейных полках. Свои выводы авторы работы представили в журнале The Royal Society Open Science.

Реконструкция древнего крокодила / ©phys.org

Окаменелости покоились в скальных образованиях Манда на юге Танзании. Останки представляют собой частично сохранившийся череп животного, нижнюю челюсть, несколько позвонков и кости передней конечности. Череп предка крокодилов оказался внушительным — более 75 сантиметров в длину с большими носовыми отверстиями и узкой нижней челюстью. Длина его тела доходила до пяти метров.

Кроме того, исследователи обнаружили весомые различия в размерах верхних зубов архозавра. Животное назвали Mambawakale ruhuhu, что на местном языке суахили означает «древний крокодил из Рухуху» (название местности).

Палеонтологи считают, что это был ужасающий хищник, бродивший по Танзании около 240 миллионов лет назад. По их мнению, он был одним из самых больших плотоядных животных, живших в те времена. Но главное, анализ показал, что мамбавакале — один из самых ранних представителей эволюционной линии крокодилов.