Превращения половых гормонов в мозге оказались ключом к здоровой мужской сексуальности — Naked Science
14.09.2020

Эксперименты на самцах мышей показали, что для проявления нормального полового поведения их мозг должен превращать часть «мужских» гормонов в «женские».

©nekrum, Flickr

Развитие организма по женскому или мужскому типу, появление вторичных половых признаков, формирование тяги к представителям противоположного пола, проявление сексуального влечения — все эти процессы управляются половыми гормонами, «женскими» эстрогенами и «мужскими» андрогенами. Вместе с тем и эстрогены (прежде всего эстрадиол), и андрогены (тестостерон) вырабатываются и у мужчин, и у женщин. Их влияние выходит за пределы половой системы: например, эстрадиол повышает устойчивость женщин к гриппу.

Эстрадиол в мужском организме образуется из тестостерона, под действием фермента ароматазы, который кодируется геном Cyp19a1. Этот ген проявляет активность в клетках множества органов и тканей, начиная с половых желез и кожи и заканчивая мозгом. У мужчин с нерабочей ароматазой, неспособной к синтезу эстрадиола, фертильность снижена, каким бы высоким уровень тестостерона ни был. По некоторым данным, нарушается и обмен веществ, и даже формирование скелета.

Сердар Булан (Serdar Bulun) и его коллеги из Северо-Западного университета в Иллинойсе изучили влияние ароматазы, работающей в клетках головного мозга, на половое поведение самцов лабораторных мышей. Для этого авторы получили ГМ-животных линии bArKO, у которых ген Cyp19a1 выключен именно в мозге, но не в остальных тканях организма. Оказалось, неспособность производить «женский» гормон в мозге приводила к снижению половой активности вдвое, несмотря на то, что количество тестостерона в крови таких животных было даже выше, чем у контрольных.

Самцы bArKO не проявляли обычного интереса к подсаженным самкам. Более того, если таких мышей кастрировали, вообще лишая способности вырабатывать тестостерон, а затем вводили его искусственно, то их сексуальность не возвращалась к нормальному уровню. Она восстанавливалась лишь при одновременном введении и тестостерона, и эстрадиола. Такие результаты ученые приводят в статье, опубликованной в журнале Endocrinology.

«Мы впервые продемонстрировали, что превращение тестостерона в эстроген в мозге критически важно для поддержания полноценной сексуальной активности или влечения самцов, — резюмирует профессор Булан. — Все это определяется ароматазой». Ученые надеются, что в будущем удастся создать методы точечного управления активностью гена ароматазы в мозге. Это позволит корректировать половое поведение: ослаблять компульсивное сексуальное влечение или усиливать пониженное.