02.04.2019
Редакция Naked Science
17 218

Показано, как иммунные клетки помогают выжить раковым опухолям

Все дело в необычной работе регуляторных Т-лимфоцитов.

Исследователи из Питтсбургского университета провели эксперименты с раковыми клетками мышей in vitro и показали, как те защищаются от работы иммунитета. Результаты опубликованы в журнале Nature Immunology.

По словам первого автора статьи Дарио Виньяли (Dario Vignali), иммунотерапия рака произвела революцию в лечении заболевания, однако только 20 процентов пациентов действительно избавляются от опухолей. Биологи пытались понять механизм сопротивления, и сейчас они обнаружили, как рак может избегать защитной системы организма.

Все дело в так называемых регуляторных Т-клетках, или Т-лимфоцитах (Tregs). Они контролируют силу и продолжительность иммунного ответа через регуляцию Т-эффекторных клеток, в которые входят Т-киллеры. Каким-то образом регуляторные Т-клетки разрушают противоопухолевый иммунитет, но сам процесс оставался загадкой.

Ученые знают, что регуляция Т-эффекторных клеток происходит путем выпуска небольших пептидных информационных молекул, которые называют цитокинами. Авторы определили, что Tregs вырабатывают либо цитокин IL-10 (интерлейкин-10), либо IL-35, но не оба одновременно. Однако в моделях мышиного рака регуляторные Т-клетки выпускали оба цитокина одновременно. Виньяли сравнил этот процесс с приготовлением латте: для него необходимы кофе и молоко, без них латте не получится. В этом случае в роли латте выступает белок BLIMP1, который блокирует Т-киллеры, заставляя их экспрессировать такие ингибирующие молекулы, как PD1, снижающие аутоиммунность. По мнению ученых, весь этот процесс приводит к тому, что организм не способен детектировать и сопротивляться раку.

Современные клинические испытания сосредоточены на том, чтобы блокировать конкретные ингибирующие молекулы, однако это исследование может открыть дорогу терапии, которая будет обладать более широким спектром действия.

В марте вышла работа, в которой группа сотрудников Университета Маршалла (США) показала, что потребление 57 граммов грецких орехов в день в течение примерно двух недель значительно изменяет экспрессию генов при диагностированном раке молочной железы. Этот эффект может выступать в качестве фактора, способного подавлять рост и развитие рака молочной железы.