15.11.2022
1 005

Биологи обнаружили, что семена одуванчика предпочитают разные направления ветра

5.4

Семена одуванчика могут иметь разную «ориентацию», чтобы от одного цветка разлетаться во все стороны и распространяться как можно шире.

©Subharnab Majumdar, Flickr

В детстве, играя с одуванчиками, каждый из нас наверняка замечал, как сложно бывает сдуть все семена одним выдохом. Растение приходится прокручивать, подставляя потоку воздуха разные стороны. На эту особенность обратили внимание биологи из Корнеллского университета Крис Рох (Chris Roh) и Джена Шилдс (Jena Shields). И, как выяснилось, возникла она неспроста.

Проведя эксперименты, ученые показали, что семена, расположенные с разных сторон одуванчика, действительно по-разному реагируют на ветер, дующий с разных направлений. Это позволяет им разноситься во все стороны, распространяясь максимально широко. Доклад о работе представлен на 75-й ежегодной встрече отделения динамики газов Американского физического общества, которая проходит в эти дни в штате Индиана.

©Jena Shields, Cornell University

После цветения одуванчик формирует округлую корзинку с множеством семян, слабо прикрепленных к основанию. Каждое семя оснащено паппусом (парашютиком) из тонких волосков, который позволяет им распространяться с помощью ветра. Частично проницаемый для воздуха, паппус создает турбулентные вихри, придающие ему дополнительную подъемную силу, позволяя перелетать на большие расстояния.

Шилдс и Рох измерили усилие, которое требуется для того, чтобы сорвать эти семена с места. Для этого ученые осторожно приклеивали к их паппусам тонкую проволоку и растягивали ее, имитируя воздействие ветра. Эксперименты продемонстрировали, что нужная для этого сила зависит от направления натяжения проволоки.

Это показывает, что ветер, дующий с одной стороны, легко уносит часть семян, но не затрагивает другие, которые сорвутся лишь тогда, когда он подует с другой стороны. По мнению ученых, такая особенность позволяет растению рассеивать семена во всех направлениях и служит одним из важных факторов, которые обеспечивают крайне широкое распространение одуванчиков везде, где они могут произрастать.