Общественная жизнь пчелы и человека оказалась похожа — Naked Science

Общественная жизнь пчелы и человека оказалась похожа

4.5

Американские ученые показали, что социальная жизнь медоносной пчелы и человека устроена схожим образом. На основании этого исследователи предположили, что сложные сообщества могут иметь одни и те же простые и универсальные закономерности развития.

Общественная жизнь пчелы и человека оказалась похожа / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Science. В последние годы группа ученых из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне (США) изучает медоносных пчел и их социальную структуру. Они используют этих насекомых в качестве образца, по которому можно исследовать устройство сложных сообществ.

Результаты последней их работы показывают, что существует детальное сходство между социальным общением Homo sapiens и пчел. Исследование, проведенное этими специалистами ранее, включало в себя визуализацию пчел с высоким разрешением. Каждое насекомое, как и в новой работе, снабжали штрихкодом.

Ученые изучали трофаллаксис — обмен пищей и выделениями желез, наблюдаемый у отдельных особей некоторых насекомых (пчел, муравьев, термитов). При этом пчелы передают пищу изо рта в рот и задействуют этот процесс не только для кормления, но и для общения.

В связи с этим ученые сосредоточили внимание на трофаллаксисе. Прошлое исследование рассматривало количество времени, через которое насекомые осуществляли подобное взаимодействие (оно показало неоднородность в распределении подобных эпизодов). На этот раз специалисты задались вопросом, сколько времени медоносные пчелы (Apis mellifera) тратили на само общение. Выяснилось, что оно тоже было неоднородным — как короткие, так и продолжительные эпизоды.

Пчелы внутри наблюдательного улья. Вход в улей находится в правом нижнем углу, а на врезке видны две пчелы, выполняющие трофаллаксис / ©phys.org

Используя математические теории, ученые предположили, что более долгое общение может быть связано с теми особями, которые «симпатичны» той или иной пчеле, вступающей во взаимодействие. Примерно то же происходит у людей: с друзьями, родственниками или теми, кто нам нравится, мы общаемся больше, чем с незнакомцами. Кроме того, ученые показали, что пчелы имеют персональные отличия, но при этом проявляют меньшую индивидуальность, чем люди.

Открытие столь удивительного сходства между такими далекими живыми существами, как люди и пчелы, по мнению исследователей, может свидетельствовать об универсальных биологических принципах и механизмах, лежащих в основе социальной структуры. То есть сложные сообщества могут иметь одни и те же простые и универсальные закономерности развития.