Биологи обнаружили дикого предка уникальной новогвинейской поющей собаки — Naked Science
01.09.2020

Биологи обнаружили дикого предка уникальной новогвинейской поющей собаки

5.4

Международная команда ученых сделала важное открытие: как оказалось, предки новогвинейских поющих собак, которых в дикой природе не встречали с конца 1970-х годов и сегодня содержат в неволе, все еще процветают на высокогорье острова Новая Гвинея.

Высокогорная дикая собака
Высокогорная дикая собака / © Фонд диких собак Новой Гвинеи

Новогвинейских поющих собак, впервые описанных в конце XIX века, выделяют среди других представителей семейства псовых из-за их уникальной и характерной манеры выть («волчий вой с обертонами песен китов») и изолированной среды обитания — на больших высотах и вдали от населенных пунктов. Кроме того, считается, что этот подвид волков вымер (или почти вымер) в дикой природе с конца 1970-х. Сегодня около 200-300 этих животных содержат в неволе, в зоопарках по всему миру, однако исследователи все равно знают не слишком много об их происхождении и истории.

«Новогвинейские поющие собаки, известные нам сегодня, — это порода, созданная в основном людьми, — отметила Элейн Острандер, ведущий автор новой статьи, опубликованной в журнале PNAS. — Восемь из них привезли в Соединенные Штаты из Новой Гвинеи и скрестили друг с другом для создания этой группы». По словам Острандер, частые скрещивания изменили геном новогвинейских поющих собак, сократив вариабельность в ДНК, поэтому особи, проживающие в питомниках, скорее всего, утратили большое количество геномных вариантов, существовавших у их диких собратьев. Это, в свою очередь, поставило под угрозу их выживание и в неволе.

Международная группа из США, Индонезии, Австралии и Германии решила проанализировать ядерный геном более десяти диких собак, напоминающих внешне новогвинейских поющих и пойманных на высокогорье Папуа — Новой Гвинеи, в районе горы Джая, впервые за 50 лет. До 2016 года их фотографировали всего дважды — в 1989-м и 2012-м, а считаные отчеты о популяциях были основаны скорее на предположениях, поскольку непосредственно этих животных не встречали.

Как заявляют авторы новой работы, благодаря собранным в 2018 году образцам крови нескольких особей высокогорной (хайлендской) дикой собаки, а также демографическим, физиологическим и поведенческим данным они получили основанные на анализе ДНК доказательства родственной связи между ними и содержащимися в питомниках новогвинейскими поющими собаками. По мнению биологов, их изначальная популяция, на самом деле, не вымерла, поэтому численность редкого подвида можно восстановить, если принять правильные меры.

A) Изображения слева направо: дикая высокогорная собака, пойманная во время экспедиции в 2018 году, новогвинейская поющая собака, динго: B) Филогенетическое древо собак; С) Диаграммы, показывающие распределение общего гаплотипа между всеми парами собак из разных популяций  / © PNAS

“Хотя когда-то новогвинейских поющих собак было много на острове Новая Гвинея, предполагалось, что сегодня они сохранились только в неволе. Этот вывод основан на отсутствии наблюдений в низинах острова и одновременном распространении собак европейского и азиатского происхождения. Мы проанализировали первые ядерные геномы из популяции псовых, обнаруженных во время недавней экспедиции, возглавляемой Фондом диких собак Новой Гвинеи (NGHWDF) при поддержке Университета Папуа, в высокогорье Новой Гвинеи. Обитание на высоте более четырех тысяч метров и характерная манера выть указывают на то, что это дикая популяция новогвинейских поющих собак”, — пишут ученые.

Сравнение генотипов однонуклеотидного полиморфизма обнаружило значительное сходство между новогвинейскими поющими и высокогорными дикими собаками, при этом последние показали более высокое генетическое разнообразие. По словам исследователей, эти животные на филогенетическом древе расположены гораздо ближе друг к другу, чем любые другие известные псовые: в том числе представители современных пород, таких как немецкая овчарка или бассет-хаунд.

“Мы объединили новые и общедоступные сведения, создали набор данных по 1346 собакам 161 породы, а также девяти псовым, не являющимся собаками, 16 особям новогвинейских поющих собак, содержащихся в неволе, и 25 диким динго. <…> Оценка общих гаплотипов (совокупность аллелей на локусах одной хромосомы. — Прим. ред.) с филогенетически разнообразными популяциями указывает на то, что высокогорная дикая собака — новая популяция в рамках отдельной эволюционной линии псовых из этого региона. В целом наши данные показывают, что высокогорные дикие особи помогут сохранить популяцию новогвинейских поющих собак как в дикой природе, так и под присмотром человека”, — подытожили биологи.