01.12.2022
Анна Новиковская
1 962

Муравьиные куколки выделяют психоактивное «молочко» для других муравьев

5.5

Хотя куколки насекомых довольно инертны, в муравьиной колонии, работающей как единый организм, даже им нашлось дело. В процессе метаморфоза они выделяют питательную жидкость, которой кормятся взрослые муравьи и подрастающие личинки. Причем, если едоков поблизости не окажется, куколка может даже погибнуть.

Оказалось, муравьиные куколки не так уж пассивны / © rosphoto.com

Поскольку наблюдения за оживленной муравьиной колонией не всегда могут раскрыть все тонкости взаимодействия между насекомыми, ученым порой приходится изолировать муравьев. Во время одного из таких экспериментов исследователи из Рокфеллеровского университета (США) обратили внимание на странную жидкость, скопившуюся вокруг изолированных муравьиных куколок.

В норме метаморфизирующие насекомые не выделяют жидкостей, и ранее ничего подобного не наблюдалось в том числе у муравьев. Если исследователи не трогали жидкость, она рано или поздно порастала грибками и убивала куколку. Однако если жидкость аккуратно удаляли, куколки выживали и превращались во взрослых муравьев.

Оказалось, внутри колонии жидкость, выделяемая куколками, — желанное лакомство для взрослых муравьев и подрастающих личинок, которые и следят за тем, чтобы куколки всегда оставались сухими.

Также исследователи разгадали секрет происхождения этого «молочка»: это часть переработанных внутренних тканей личинки, которые у других насекомых сохраняются внутри куколки и идут на постройку организма взрослого насекомого, а у муравьев выделяются наружу, привлекая товарищей по колонии.

Муравьи и личинки жадны до «молочка», выделяемого куколками / © phys.org

Состав «молочка» богат питательными и психоактивными веществами, а по составу напоминает маточное молочко, которым пчелы выкармливают личинок будущих цариц роя. Любопытно, что если для взрослых муравьев «молочко» — лишь лакомство, то молодые личинки нуждаются в нем и обычно погибают, если не получают его в течение первых четырех дней жизни.

Пока не известно, влияет ли количество выпитого личинкой «молочка» на ее последующую судьбу, как это происходит с пчелиными личинками: возможно, те муравьи, которые получают больше «молочка», вырастают в более крупных солдат или даже размножающихся самок. Также не до конца понятно, какова ценность «молочка» для взрослых особей и каким именно образом возникла эта странная особенность муравьиных куколок — инертных созданий, связавших воедино все части оживленной муравьиной колонии.

Исследование опубликовано в журнале Nature.