Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ускорители на месте, корабль ждет, осталась центральная ступень: лунная ракета SLS готова к финальной сборке
Центральный блок SLS успешно прошел огневые испытания и готовится к отправке в Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди. Там его ждут установленные на мобильную пусковую площадку твердотопливные ускорители, а остальные элементы исполинской ракеты готовятся к заправке. Если все пойдет по плану, то в конце апреля начнется процесс финальной сборки носителя, которому предстоит запустить капсулу Orion в облет Луны.
Как пишет портал NASASpaceflight, на острове Мерритт во Флориде, США, кипит работа. Специалисты Exploration Ground Systems (EGS) с нетерпением ждут прибытия центрального блока лунной ракеты и выполняют необходимые приготовления. Основные испытания первой ступени Space Launch System (SLS) завершились 18 марта. На тестовом стенде B-2, который помнит еще рокот двигателей F-1, создаваемых для легендарного Saturn V, она отработала более 500 секунд в разных режимах — даже больше, чем потребуется в реальном полете.
Теперь все системы ступени проверят еще раз и подготовят к транспортировке из Космического центра имени Джона Стенниса в Миссисипи в Космический центр Кеннеди во Флориде. Там, в колоссальном здании вертикальной сборки, ее ждут оба твердотопливных ускорителя. Их сборка полностью завершена, осталась только небольшая часть работы по их закреплению на мобильной пусковой платформе (ML-1). Это подвижная часть стартового комплекса, которая с помощью сверхтяжелого гусеничного транспортера доставит полностью собранную ракету на пусковую площадку LC-39B. Аналогичную схему использовали при полетах Saturn V, Space Shuttle и сейчас применяют при запусках Atlas V.
Помимо твердотопливных ускорителей, к первому полету практически готовы почти все остальные системы лунной ракеты. Остались лишь процедуры, которые буквально запускают таймер обратного отсчета. Например, заправка гелием систем наддува баков с горючим капсулы Orion — гарантийный срок эксплуатации емкостей составляет всего год, поэтому лучше их наполнять как можно позднее. Так в случае очередных задержек не придется заменять баки на уже готовом корабле.
На территории Космического центра Кеннеди, в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF), своего часа ждут сразу два ключевых компонента: полностью собранный космический корабль Orion (капсула, защитный тепловой экран и служебный модуль), а также разгонный блок (вторая ступень) ICPS. Несмотря на высокую степень готовности, с ними предстоит выполнить немало процедур. И последовательность всех действий необходимо продумать заранее.
Оба твердотопливных ускорителя SLS уже установлены в здании вертикальной сборки Космического центра Кеннеди / ©NASASpaceflight, Stephen Marr Оба твердотопливных ускорителя SLS уже установлены в здании вертикальной сборки Космического центра Кеннеди / ©NASASpaceflight, Stephen Marr Здание вертикальной сборки (VAB) в Космическом центре Кеннеди во время его переоборудования для нужд программы «Артемида» и ракеты SLS / ©The Planetary Society, Jason Davis
Еще до проведения финальных испытаний центрального блока SLS, 16 марта, начались работы по заправке космического корабля техническими жидкостями. Эти процедуры продлятся до мая и включают в себя загрузку:
- примерно 5400 килограммов тетраоксида азота (окислитель) в сервисный модуль;
- около 3600 килограммов монометилгидразина (горючее) в сервисный модуль;
- 36 килограммов аммиака (хладагент) в сервисный модуль;
- гелия в системы наддува баков сервисного модуля и обитаемой капсулы;
- неуточненного количества гидразина (однокомпонентное топливо) в капсулу.
Как только это будет сделано, собранный, заправленный и еще несколько раз проверенный Orion перейдет в руки специалистов по установке системы аварийного спасения (САС, LAS). В соседнем с MPPF здании на корабль установят защитные панели обтекателя и башню с твердотопливным ускорителем, который в случае необходимости оторвет пилотируемую капсулу от ракеты и уведет на безопасное расстояние.
Космический корабль Orion в составе капсулы, сервисного модуля и защитного теплового экрана покидает цех сборки и проверки имени Нила Армстронга (O&C) 14 января 2021 года, чтобы «поселиться» на несколько месяцев в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF). В этот момент юридически он стал собственностью не производителей (Lockheed Martin — щит и капсула, Европейское космическое агентство (ESA) — служебный модуль), а наземных служб NASA в Космическом центре Кеннеди (Exploration Ground Systems) / ©NASA, Ben Smegelsky Внутри здания обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF): справа — космический корабль Orion в сборе, слева на поддерживающей структуре, похожей на бочку — разгонный блок (вторая ступень) Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS). Одновременное присутствие двух столь крупных объектов в MPPF явление незапланированное и весьма проблемное. Разгонный блок пришлось переместить в цех NASA, поскольку его производитель (United Launch Alliance) уже не мог держать ступень на своей площади. Задержки всей программы SLS привели к тому, что ULA продержали ICPS у себя и так довольно долго. Инженерам в MPPF пришлось здорово поломать голову, как обеспечить безопасность на своей площади, но это удалось сделать. Проблема только одна — пока из цеха не уберут вторую ступень, корабль из него извлечь нельзя / ©NASA, Glenn Benson Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS) на временной поддерживающей структуре, похожей на бочку. Этот разгонный блок должен вывести космический корабль Orion на окололунную орбиту / ©NASA Переходник между служебным модулем Orion и разгонным блоком ICPS. Хорошо видны диспенсеры для микроспутников. После отделения космического корабля от второй ступени, она высвободит кубсаты / ©NASA, Glenn Benson
Отдельная головная боль при подготовке первого полета по программе «Артемида» — Artemis-1, — это попутная полезная нагрузка. На переходник между ICPS и «Орионом» установлены диспенсеры для сброса микроспутников, а в саму капсулу корабля поместили несколько экспериментов. И если последние разрабатывало NASA, то кубсаты делали сторонние научно-исследовательские организации. Пока спешки нет, но из-за коронавирусных ограничений и прочих факторов большинство аппаратов задерживается. Будет странно, если старт эпохальной миссии снова отложат из-за такой побочной мелочи.
По срокам пока никакой конкретики в долгосрочной перспективе нет. Несмотря на проволочки с тестированием центрального блока SLS, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США до сих пор не перенесло сроки первого полета лунной ракеты — конец этого года. Хотя, учитывая десятимесячный цикл сборки носителя, взлетит он, скорее всего, не ранее марта 2022-го. Но надежда всегда остается, хотя и о главном принципе космонавтики забывать не стоит: лучше перестраховаться, чем потом сожалеть (better safe than sorry).
Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.
Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.
Современные млекопитающие небольшого размера вроде крыс и других грызунов быстро созревают, спариваются, чтобы оставить потомство, и довольно скоро умирают. Однако так было не всегда. Анализ окаменелых останков вымерших млекопитающих под названием Krusatodon kirtlingtonensis показал, что эти мышеподобные существа жили дольше и взрослели медленнее, чем близкие к ним современные потомки.
Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.
Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.
Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.
Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.
Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.
Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии