29 марта
Василий Парфенов
2

Ускорители на месте, корабль ждет, осталась центральная ступень: лунная ракета SLS готова к финальной сборке

5.6

Центральный блок SLS успешно прошел огневые испытания и готовится к отправке в Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди. Там его ждут установленные на мобильную пусковую площадку твердотопливные ускорители, а остальные элементы исполинской ракеты готовятся к заправке. Если все пойдет по плану, то в конце апреля начнется процесс финальной сборки носителя, которому предстоит запустить капсулу Orion в облет Луны.

Ускорители на месте, корабль ждет, осталась центральная ступень: лунная ракета SLS готова к финальной сборке
©NASA, Kim Shiflett

Как пишет портал NASASpaceflight, на острове Мерритт во Флориде, США, кипит работа. Специалисты Exploration Ground Systems (EGS) с нетерпением ждут прибытия центрального блока лунной ракеты и выполняют необходимые приготовления. Основные испытания первой ступени Space Launch System (SLS) завершились 18 марта. На тестовом стенде B-2, который помнит еще рокот двигателей F-1, создаваемых для легендарного Saturn V, она отработала более 500 секунд в разных режимах — даже больше, чем потребуется в реальном полете.

Теперь все системы ступени проверят еще раз и подготовят к транспортировке из Космического центра имени Джона Стенниса в Миссисипи в Космический центр Кеннеди во Флориде. Там, в колоссальном здании вертикальной сборки, ее ждут оба твердотопливных ускорителя. Их сборка полностью завершена, осталась только небольшая часть работы по их закреплению на мобильной пусковой платформе (ML-1). Это подвижная часть стартового комплекса, которая с помощью сверхтяжелого гусеничного транспортера доставит полностью собранную ракету на пусковую площадку LC-39B. Аналогичную схему использовали при полетах Saturn V, Space Shuttle и сейчас применяют при запусках Atlas V.

Короткое видео «крадущегося» гигантского транспортера (Crawler Transporter 2), которому предстоит перевезти мобильную пусковую платформу (ML-1) с полностью собранной Space Launch System. То есть, более 11,5 тысячи тонн суммарно / ©NASA’s Exploration Ground Systems, Twitter

Помимо твердотопливных ускорителей, к первому полету практически готовы почти все остальные системы лунной ракеты. Остались лишь процедуры, которые буквально запускают таймер обратного отсчета. Например, заправка гелием систем наддува баков с горючим капсулы Orion — гарантийный срок эксплуатации емкостей составляет всего год, поэтому лучше их наполнять как можно позднее. Так в случае очередных задержек не придется заменять баки на уже готовом корабле.

На территории Космического центра Кеннеди, в здании обслуживания множественных полезных нагрузок (MPPF), своего часа ждут сразу два ключевых компонента: полностью собранный космический корабль Orion (капсула, защитный тепловой экран и служебный модуль), а также разгонный блок (вторая ступень) ICPS. Несмотря на высокую степень готовности, с ними предстоит выполнить немало процедур. И последовательность всех действий необходимо продумать заранее.

Еще до проведения финальных испытаний центрального блока SLS, 16 марта, начались работы по заправке космического корабля техническими жидкостями. Эти процедуры продлятся до мая и включают в себя загрузку:

  • примерно 5400 килограммов тетраоксида азота (окислитель) в сервисный модуль;
  • около 3600 килограммов монометилгидразина (горючее) в сервисный модуль;
  • 36 килограммов аммиака (хладагент) в сервисный модуль;
  • гелия в системы наддува баков сервисного модуля и обитаемой капсулы;
  • неуточненного количества гидразина (однокомпонентное топливо) в капсулу.

Как только это будет сделано, собранный, заправленный и еще несколько раз проверенный Orion перейдет в руки специалистов по установке системы аварийного спасения (САС, LAS). В соседнем с MPPF здании на корабль установят защитные панели обтекателя и башню с твердотопливным ускорителем, который в случае необходимости оторвет пилотируемую капсулу от ракеты и уведет на безопасное расстояние.

Отдельная головная боль при подготовке первого полета по программе «Артемида» — Artemis-1, — это попутная полезная нагрузка. На переходник между ICPS и «Орионом» установлены диспенсеры для сброса микроспутников, а в саму капсулу корабля поместили несколько экспериментов. И если последние разрабатывало NASA, то кубсаты делали сторонние научно-исследовательские организации. Пока спешки нет, но из-за коронавирусных ограничений и прочих факторов большинство аппаратов задерживается. Будет странно, если старт эпохальной миссии снова отложат из-за такой побочной мелочи.

По срокам пока никакой конкретики в долгосрочной перспективе нет. Несмотря на проволочки с тестированием центрального блока SLS, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США до сих пор не перенесло сроки первого полета лунной ракеты — конец этого года. Хотя, учитывая десятимесячный цикл сборки носителя, взлетит он, скорее всего, не ранее марта 2022-го. Но надежда всегда остается, хотя и о главном принципе космонавтики забывать не стоит: лучше перестраховаться, чем потом сожалеть (better safe than sorry).

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 13:36
Василий Парфенов

Вопрос активности венерианских вулканов занимает планетологов давно. Если они до сих пор извергаются или делали это недавно по геологическим меркам, то недра второй планеты от Солнца по-прежнему активны. Однако получить достоверные данные подтверждающие или опровергающие активность вулканов на Венере до сих пор не получалось. Зато недавно ученые получили еще одно пусть и косвенное, но вполне надежное свидетельство «бурной жизни» геологических формирований на «сестре Земли».

Вчера, 13:05
Сколтех

Ученые из Сколтеха и их коллеги изучили генетические характеристики дельта-штамма коронавируса в России. Выяснилось, что всего одна разновидность дельты за короткое время оказалась ответственной за подавляющее большинство случаев заболевания коронавирусом в России — во многих других странах ситуация развивалась иначе. Авторы исследования объясняют доминирование этой разновидности в нашей стране волей случая, а не повышенной заразностью или устойчивостью к иммунитету.

Вчера, 13:57
Алиса Гаджиева

Археологи обнаружили, что крупный торговый центр на севере Франции построен на месте некрополя IV века.

3 декабря
Сергей Васильев

Биологи обнаружили, что обширные скопления пластика позволяют прибрежным животным осваивать открытое море, прежде для них недоступное, и распространяться по всем уголкам океана.

Позавчера, 13:36
Василий Парфенов

Вопрос активности венерианских вулканов занимает планетологов давно. Если они до сих пор извергаются или делали это недавно по геологическим меркам, то недра второй планеты от Солнца по-прежнему активны. Однако получить достоверные данные подтверждающие или опровергающие активность вулканов на Венере до сих пор не получалось. Зато недавно ученые получили еще одно пусть и косвенное, но вполне надежное свидетельство «бурной жизни» геологических формирований на «сестре Земли».

3 декабря
Алиса Гаджиева

У погибшего почти 70 миллионов лет назад хищника была трудная жизнь: помимо обычного набора проблем, таких как схватки с сородичами, он страдал от зубной боли.

12 ноября
Мария Азарова

Кошки оказывались сбиты с толку, когда их человек, как им казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место. Однако они не реагировали таким же образом на чужих людей или других животных.

3 декабря
Сергей Васильев

Биологи обнаружили, что обширные скопления пластика позволяют прибрежным животным осваивать открытое море, прежде для них недоступное, и распространяться по всем уголкам океана.

25 ноября
НИУ ВШЭ

Мобильные ученые публикуются в индексируемых журналах в два раза чаще. К такому выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария

29.03.2021
-
0
+
Чудесно) Маску надо поспешать) Хотя кажется ему отдали контракты?
    По лунной программе им выделили сколько-то там лямов (не помню сколько, помню, что меньше всех) вечнозеленых на проработку варианта доставки грузов на Луну старшипом. Тогда же получили финансирование и Blue Origin и еще прорва всяких менее известных контор с их посадочными модулями
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: