08.06.2019
18 714

Кризис среднего возраста: ученые, возможно, нашли главную причину старения человека

Исследователи обратили внимание на то, когда именно организм человека прекращает эффективно противостоять старению. Этот вывод может иметь далекоидущие последствия.

Несмотря на все прилагаемые усилия, современная наука пока не способна резко повысить продолжительность жизни, а многие ученые делают акцент на «биологическом лимите», который ограничивает и будет ограничивать время жизни. Однако новое исследование может заставить пересмотреть некоторые ранние выводы. Сведения о нем представлены в EurekAlert!

Доктор медицинских наук Клас Уолестед (Claes Wahlestedt) из Медицинской школы Университета Майами (США) рассмотрел в своей работе «Молекулярные пути, связанные с долголетием, зависят от среднего возраста» аспекты, связанные со временем, когда человеческий организм перестает противостоять старению. Работая с другими специалистами, он пришел к выводу, что ключевые молекулярные программы, способствующие долголетию, не длятся дольше средних лет.

«Уже более десяти лет ясно, что ключевые биохимические механизмы регулируют продолжительность жизни мелких животных, таких как черви, мухи и мыши, но не было обнаружено, что эти механизмы имеют место у людей, — говорит доктор Уолестед. — В этом международном клиническом и геномном исследовании мы впервые сообщаем, что люди используют те же самые биохимические пути во время старения. Удивительно, однако, что люди перестают использовать эти механизмы начиная с 50 лет. Следовательно, то, как долго и насколько «жестко» каждый человек регулирует эти процессы, может повлиять на продолжительность его жизни».

Открытие было сделано благодаря новому анализу экспрессии генов — процесса, в ходе которого наследственная информация от гена преобразуется в функциональный продукт — РНК или белок. Проблемой для человека, по мнению Уолестеда, является механизм работы белка Мишень рапамицина млекопитающих (TOR), контролирующего процессы, имеющие для организма фундаментальное значение, — рост и выживаемость клеток, их миграцию и метаболизм. Коренная причина, вероятно, кроется в том, что эволюция не подготовила человека к столь долгой жизни, поэтому механизмы борьбы со старением после средних лет начинают давать сбой.

Полученные выводы могут позволить более эффективно противостоять разрушительным процессам, связанным со старением. Впрочем, все не так просто, как может показаться. «Наше исследование показало, что сложность регуляции программ старения у людей может быть намного выше, чем у других видов», — говорит доктор Уолестед.

Ранее, напомним, стало известно, что антивозрастное лекарство, убивающее старые клетки, прошло первые клинические испытания.