Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
31.10.2017
Редакция Naked Science

Математики нашли «непреодолимое» препятствие в борьбе со старением

Исследователи пришли к выводу, что старение человека, возможно, не удастся победить в принципе. Вывод сделали на основе компьютерной модели работы клеток человеческого организма.

zagadochnaya-istoriya-bendzhamina-battona

В последние годы ученые особо активно спорят о том, можно ли избежать процесса старения животных и людей и что именно отвечает за программу старения и смерти. Некоторые специалисты делают акцент на наборе генов, который заставляет тело дряхлеть и умирать, рассматривая все это в качестве особого эволюционного механизма. Другие говорят, что за старение отвечает, прежде всего, случайный процесс накопления мутаций, из-за чего в конце концов снижаются все основные показатели организма. В качестве возможного решения ряд специалистов предлагает применять очистку организма от «престарелых» клеток.

Многочисленные опыты, проведенные, в частности, на червях, показали, что продлить жизнь действительно возможно, используя современные научные методы. Причем данные выводы актуальны и для людей. Другой вопрос в том, можно ли победить старение как таковое, наградив человека аналогом «вечной молодости»? Свои выводы на этот счет представила группа математиков. Результаты их работы опубликованы в журнале PNAS.

Ученые построили компьютерную модель, имитирующую организм человека и состоящую из огромного количества клеток, связанных друг с другом. Клетки постепенно теряли свою жизнеспособность в силу внутреннего «дряхления», а также утраты связей между ними. Как показал опыт, избежать всего этого можно только путем «неподчинения» клеток общим правилам, а также «конкуренции» между ними, в рамках которой более слабые клетки замещаются новыми.

Несмотря на стройность концепции, даже такое замещение в конечном итоге приводит к негативным процессам. Усилившаяся конкуренция ведет не только к замещению одних клеток другими, но и к ухудшению кооперации между ними. При снижении уровня «сотрудничества» ниже определенной отметки резко возрастает риск раковых заболеваний: начинается бесконтрольное размножение клеток, что в конечном итоге также уничтожает весь организм. По словам ученых, они рассмотрели и другие варианты, при которых возможно замещение одних клеток другими, однако в этих случаях старение не только замедляется, но, наоборот, ускоряется.

Сами авторы исследования полагают, что все вышесказанное может в принципе перечеркнуть усилия науки в борьбе со старением. В то же время одновременная очистка организма от «престарелых» клеток и эффективное противодействие раку могут в теории быть эффективны для продления жизни.