07.08.2020
Мария Кривоченко
9 971

Исследование объяснило странную внешность «адских муравьев»

3.3

Примерно 99 миллионов лет назад древний «адский муравей» поймал таракана, которого собирался съесть, но не успел этого сделать и увяз в древесной смоле. В наше время ученые обнаружили янтарь, в котором сохранился этот самый муравей. Находка помогла им понять, зачем «адским муравьям» нужны были странные рога.

Найденная окаменелость / ©NJIT / SWNS
Найденная окаменелость / ©NJIT / SWNS / Автор: Татьяна Соловьёва

«У «адских муравьев» были две особенности, которые не встречаются ни у одного живого вида: узкоспециализированные косообразные жвалы и рога, которые присутствуют на месте, по сути являющимся лбом», — рассказал автор исследования Филипп Барден. Долгое время природа этих черт оставалась загадкой, но найденная окаменелость раскрыла, как работали челюсти древних насекомых: они двигали ими вверх-вниз, чтобы прижимать добычу к земле или к «головным уборам», как их называют ученые. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Его авторы сравнили морфологию головы и ротовой полости Ceratomyrmex и нескольких других видов «адских муравьев» с аналогичными наборами данных у живых и иных ископаемых видов. Они также провели филогенетический анализ, чтобы установить эволюционную связь насекомых мелового периода и современных. Он подтвердил, что «адские муравьи» принадлежат к одной из самых ранних ветвей эволюционного древа. Более того, выяснилось, что связь между морфологией их нижней челюсти и головы уникальна.

Команда Бардена предполагает, что необычное строение ротовой полости и необходимость адаптировать механизм захвата добычи привели к тому, что у разных видов «адских муравьев» появились рога уникальной формы. Некоторые насекомые, как найденный Ceratomyrmex, по-видимому, давили ими на добычу, в то время как другие, как обнаруженный в 2017 году «Влад Цепеш», использовали, чтобы пронзать жертв насквозь. Ученые отметили, что необычную внешность насекомых можно назвать «эволюционным экспериментом», происхождение которого пока не известно. Команда собирается продолжить исследования и описать подробнее строение всех видов ископаемых «адских муравьев», найденных за последнее время.

Филогенез и строение челюстей адских муравьев / ©Current Biology

Она также отметила, что обнаруженный группой янтарь уникален: он показывает, как древние муравьи использовали особенности своего строения, чтобы охотиться и питаться. «Видеть вымершего хищника, пойманного, пока он ел добычу, бесценно», — добавил Барден.

Кроме того, находка подчеркивает важные отличия между современными насекомыми и их древними предками. Те исчезли примерно 65 миллионов лет назад, не передав необычные черты потомкам. Тем не менее изучать их крайне важно, потому что это может пролить свет на то, как у живых муравьев развились адаптационные механизмы. К тому же исследование показывает, что «даже такие вездесущие и привычные существа, как муравьи, исчезали», говорит Барден. Это, по его мнению, особенно важно сейчас, во времена шестого массового вымирания.