Икота играет важную роль в развитии детского мозга — Naked Science
София Жаботинская

Икота играет важную роль в развитии детского мозга

Икая, младенец настраивает систему дыхания, а взрослый, возможно, страдает от рудиментарного механизма.

Икота может быть полезна для младенцев
Икота может быть полезна для младенцев / © Giphy

Ученые из Университетского колледжа Лондона провели нейрофизиологическое исследование икоты у новорожденных. В статье, опубликованной в издании Clinical Neurophysiology, авторы рассказали о результатах сканирования мозга младенцев с приступами икоты.

Основная функция икоты на сегодня неизвестна и в основном лежит в области предположений. Также не существует какого-то доказанного способа гарантированно прекратить приступ. Установлена связь икоты с общим переохлаждением организма и раздражением диафрагмального нерва. Также приступ может стартовать при избыточном растяжении желудка пищей или воздухом (способ «попить водички» как раз направлен против избытка воздуха — жидкость помогает его вытеснить). Однако можно начать икать и «на ровном месте», как и внезапно прекратить это делать.

Новорожденные дети, особенно недоношенные, более подвержены приступам икоты: они икают не менее 1% времени. Икать ребенок начинает еще в материнской утробе, на девятой неделе гестационного возраста, и это одно из самых ранних достоверно известных ученым занятий развивающегося плода. Исследователи считают, что многие из внутриутробных действий детей нужны для тренировки различных систем их организмов и подготовки к жизни после родов. Например, более раннее исследование авторов статьи показало, что пинки, которыми дети награждают маму изнутри, помогают им «картировать» собственное тело. Гипотеза новой работы заключалась в том, что икота несет аналогичную функцию, но для активации дыхательной системы и ее мозговых центров.

Ученые обследовали 13 малышей в возрасте от 30 до 42 гестационных недель — пациентов детской больницы, страдавших приступами икоты. Недоношенные дети могли служить моделью мозговой активности последнего триместра беременности. Всем им провели сканирование мозга с помощью ЭЭГ, регистрируя одновременно проявления икоты с помощью датчиков движения.

График сигналов ЭЭГ при икоте для всех 13 испытуемых по каждому из записывающих электродов / © Whitehead, Jones, Laudiano-Dray et al., Clinical Neurophisiology, 2019

Сокращения мышц диафрагмы в процессе икоты вызывали выраженный ответ в коре головного мозга: регистрировались две большие волны и следовавшая за ними третья. Эта третья походила на вызванную шумом: исследователи полагают, что мозг новорожденного может быть в состоянии связать звук икоты с ощущением сокращения мышц диафрагмы. Исследователи говорят, что постнатальная обработка мультисенсорных входов важна для развития мозговых связей.

«Активность, вызванная икотой, может помочь мозгу ребенка научиться контролировать дыхательные мышцы, чтобы в итоге можно было произвольно контролировать дыхание, перемещая диафрагму вверх и вниз. <…> Когда мы рождаемся, схемы, которые обрабатывают ощущения тела, не полностью развиты, поэтому создание таких сетей является важной вехой для развития новорожденных», — поясняет старший автор исследования, доктор Лоренцо Фабрици.

Авторы работы отмечают, что такой взгляд на икоту может заставить иначе подойти к вопросу поиска функций икоты, которые обычно сфокусированы на взрослых. «Результаты побудили нас задуматься о том, может ли икота у взрослых, которая, по-видимому, в основном причиняет неудобства, на самом деле быть рудиментарным рефлексом, перенесенным с младенчества, когда он выполнял важную функцию», — говорит ведущий автор исследования Кимберли Уайтхед.

Ранее ученые определили, что математические способности детей не зависят от пола, а дети из мультиязычных семей лучше распознают язык жестов.

Исследователи Сколтеха и их коллеги из Великобритании успешно решили известную проблему квантовой гидродинамики, создав устойчивый гигантский вихрь во взаимодействующих поляритонных конденсатах. Полученные данные открывают новые возможности для создания когерентных источников света с уникальной структурой и исследований в области теории многих тел при экстремальных условиях.

В минувшие выходные без лишней помпы Космические силы США провели демонстрационный запуск спутника в космос по программе Tactically Responsive Launch. Его задача — показать, что военные при необходимости могут вывести на орбиту полезную нагрузку в любой момент. Назначение космического аппарата и его характеристики не разглашаются, но в рамках миссии эти вопросы классифицировали как второстепенные.

Создание российско-китайской лунной станции намечено на 2026-2035 годы. Как стало известно ранее, ее хотят создать в три этапа.