10.12.2022
Александра Медведева
2 989

Ученые обнаружили геномные варианты, связанные с различным поведением пород собак

4.6

Оказалось, области генома собак, связанные с развитием мозга, содержат вариации генов, объясняющие поведенческие различия между породами. Выводы авторов новой работы помогут понять, как аналогичные геномные варианты могут влиять и на поведение людей.

Ученые из Национального института здоровья США обнаружили геномные различия между породами собак, связанные с ранним развитием их нервной системы. Эти вариации генов объясняют поведенческие различия собак разных пород. Более того, некоторые выявленные гены могут определять поведение и других видов животных, в том числе людей.

Свои результаты авторы представили в журнале Cell. Дальнейшие исследования помогут установить более тесную связь между генами, определяющими поведение собак, и генами, которые могут играть роль в характере человека.

На протяжении тысячелетий искусственный отбор формировал множество пород собак, предназначенных для выполнения различных задач, таких как охрана, охота, выпас скота и прочее. Однако то, почему разные породы имеют разные поведенческие черты и характеры и как эти характеристики связаны с их геномами, специалисты до сих пор не изучали — во многом из-за сложности структуры современной собачьей популяции.

Авторы нового исследования использовали геномные данные более четырех тысяч домашних, бродячих и диких собак, собранные из различных доступных наборов данных, которые включали результаты полногеномного секвенирования и массивы однонуклеотидных полиморфизмов — различий в последовательности ДНК в аналогичных участках генома у одного вида. Кроме того, ученые использовали информацию из опросов хозяев более 46 тысяч собак, в которых те оценивали обучаемость, энергию, пугливость и другие поведенческие черты питомцев.

Генетический анализ позволил выделить десять основных родственных групп собак и определить свойственные им поведенческие черты. Они оказались связаны с вариациями генов, отвечающих за раннее формирование нервной системы и то, какие нейронные связи ее клетки образуют в самом начале жизни животного.

Многие из этих вариаций можно обнаружить и у современных волков. Этот факт указывает на то, что такие различия появились еще до одомашнивания собак, а люди использовали их при выведении уникальных пород, подходящих для выполнения определенных задач.