Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
08.12.2022
Анна Новиковская
12 733

Обнаружена новая супергруппа микробов-хищников, загрызающих жертв насмерть

6.6

Со школьной парты мы знаем, что мир живой природы делится на бактерии, грибы, растения и животных. Теперь к этому списку добавилась новая супергруппа микроорганизмов-хищников, которых назвали «проворами».

Эти крошечные существа — «львы» микробного мира, охотящиеся на другие клетки / © 10.1038/s41586-022-05511-5

Систематика одноклеточных живых организмов довольно запутана, и школьное деление на бактерии (у них нет оформленного ядра) и протистов (оформленное ядро есть) настоящее положение дел отражает весьма условно. Не лучше обстоит дело с расширенной систематикой, где протистов делят на простейших — «микроживотные» — и хромистов — «микрорастения», — а также добавляют особое царство архей, представители которого тоже не имеют ядра, но и не относятся к бактериям.

Теперь, похоже, микробиологи решили еще больше усложнить жизнь систематикам, добавив к этому списку не семейство, не класс и даже не царство, а целую супергруппу (таксон надцарственного уровня) микроорганизмов, названных Provora, или «протистами-пожирателями».  Внутри провор выделили две группы микроскопических хищников, по-разному расправляющихся с добычей: нибблеридии (Nibbleridia) с помощью особых зубоподобных структур откусывают от жертв кусочки, а небулидии (Nebulidia) поглощают их целиком.

Почему биологический таксон подобного уровня не открыли раньше? Ученые предполагают, что, как в африканской саванне на десяток антилоп в лучшем случае приходится один лев, так и в микромире на десятки, если не тысячи «мирных» микробов найдется только один хищник-провора. От исследователей Института биологии внутренних вод РАН и их коллег из других научных центров России, Великобритании, Канады и Франции потребовались годы работы и кропотливое выращивание новых организмов в культуре, чтобы в конце концов новая супергруппа живых организмов получила собственное имя.

Изучив ДНК провор, ученые смогли оценить, насколько они не похожи ни на какие другие живые организмы на Земле. Например, чтобы оценить генетическую разницу между человеком и морской свинкой, достаточно взглянуть на ген 18S рРНК: у нас и свинок он различается всего на шесть нуклеотидов. А вот ген проворы отличается от гена любого эукариотического организма на 170-180 нуклеотидов, то есть филогенетически эта супергруппа отделилась от остальных очень давно — вероятно, еще до разделения животных и грибов.

Точки сбора образцов провор — пример великолепного международного сотрудничества / © 10.1038/s41586-022-05511-5

Появление новой таксономической единицы подобного порядка — событие неординарное, но еще удивительнее то, что ради получения драгоценных результатов совместно работали микробиологи из стольких стран, собиравшие образцы в пресных и соленых водах, от шельфа морей до пятикилометровых глубин океана. Теперь ученым предстоит подробно изучить биологию провор, их взаимодействия с другими микроорганизмами и ту роль, которую они играют в микробных экосистемах, столь сложных и запутанных.

Исследование опубликовано в журнале Nature.