Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Как инженеры повысили энергоэффективность транспорта: подходы и новые технологические решения
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник транспорта Поволжья».
Почему традиционные подходы исчерпывают себя
Развитие транспортных систем изначально определялось двумя характеристиками: мощностью и скоростью. Это напрямую влияло на грузоподъемность и качество перевозок. Но с появлением электромобилей и началом их массового применения стало ясно: даже электрификация не решает проблему, если система остается энергоемкой.

В свою очередь, белорусские инженеры утверждают, что при использовании электроэнергии, полученной из углеводородов, и при прямом сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) эффективность транспортной системы остается крайне низкой. Среди источников потерь энергии отмечаются аэродинамическое сопротивление, трение колес, избыточные массы конструкции, простои и торможения, неэффективное движение.
Меньше энергии
Инженеры UST Inc. определили главный вектор технологического развития: снижение энергопотребления при аналогичной транспортной работе. То есть не просто переход на другой вид топлива, а снижение расхода энергии на пассажиро-километр или тонно-километр. Для этого был проведен анализ и предложены критерии энергоэффективного комплекса:
- минимизация сопротивлений (аэродинамика, трение, транспортные развязки);
- снижение массы подвижного состава и инфраструктуры;
- оптимизация движения (снижение циклов «старт — стоп»);
- применение технологий рекуперации и интеллектуального управления.
Особый подход UST Inc.
Исследования инженеров Unitsky String Technologies включают в себя сравнительный анализ комплекса uST. Рельсо-струнный транспорт демонстрирует соответствие заявленным критериям: легкие конструкции, минимальный землеотвод, прямой маршрут, малое аэродинамическое сопротивление и высокая доля рекуперации.

Так, у транспорта uST отмечены низкие значения удельного расхода энергии — около 0,02 кВт·ч/(т·км) в одном из реализованных проектов («Юнилайт», Марьина Горка, Беларусь). Это значит, что при перевозке одной тонны груза или массы пассажиров на один км расходуется всего 0,02 киловатт-час энергии — это существенно ниже показателей рельсового или автомобильного транспорта.
Для успешного повышения энергоэффективности необходим целостный подход:
- оптимизация транспортного средства и всей сопутствующей инфраструктуры;
- интеграция интеллектуальных систем управления движением;
- учет реальных условий эксплуатации: простоев, маневров, нагрузок;
- измерение и контроль энергоэффективности в динамике, а не только в лабораторных условиях.

Инженеры подчеркивают, что переход на электротягу — это только начало. Настоящее снижение энергозатрат появляется тогда, когда транспортная система проектируется с нуля под задачу минимальной энергии на единицу работы.
Перспективы
Повышение удельной энергоэффективности — это не просто модное сочетание слов, а стратегическая цель транспорта будущего. Когда транспортные комплексы проектируются таким образом, что меньше энергии тратится на движение, простои и аэродинамическое сопротивление, мы получаем не только экологичное, но еще и экономичное и надежное решение. Именно на такой результат нацелены разработки инженеров UST Inc., где вся суть не в радикальной смене топлива, а в инновационных технологиях, управлении и конструкции. Транспортная система uST является одним из ярких примеров такого подхода: она показывает, что можно переосмыслить саму логику движения и сделать энергоэффективность технологическим стандартом.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Проанализировав результаты более 100 исследований, посвященных метеоритам разных типов, ученые реконструировали события, происходившие в первые миллионы лет после рождения Солнечной системы, и выяснили, как именно возникли Земля и другие миры.
Американские ботаники выяснили, что ориентация растений в пространстве — результат конкуренции двух противоположных сигнальных систем, а не простого стремления расти вверх. Они описали белок SLQ1, который активно заставляет стебель расти вниз. Это открытие меняет представление о гравитропизме: оказалось, растения балансируют между сигналами «вверх» и «вниз».
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
