28.12.2022
Михаил Орлов
2 208

Жизнь в неволе изменила форму черепа тигра

4.2

Коллектив ученых из разных стран проанализировал большую изменчивость черепов тигра. Среди изученных кошачьих были представители разных частей обширного ареала, а также живущие в неволе звери. В результате биологам удалось установить связь формы черепа этого хищника с его образом жизни.

Амурский тигр
Амурский тигр P. tigris altaica / © wikipedia

Тигр Panthera tigris — один из самых крупных и эффектных хищников, относящийся к семейству кошачьих. Вид имеет обширный ареал, охватывающий Дальний Восток, Юго-Восточную Азию и так далее. Однако этот ареал разорван на несколько частей: отдельные популяции тигров живут изолированно друг от друга, из-за чего редко скрещиваются и приобретают некоторые уникальные черты и особенности.

Стоит отметить, что, несмотря на обширную область распространения, тигры относятся к вымирающим видам. Они внесены во многие Красные книги, включая российскую, и нуждаются в охране.

Авторы новой статьи — международный коллектив ученых, в том числе исследователь из МГУ имени М. В. Ломоносова — решили обратиться к морфологической изменчивости больших кошек. Это довольно важно, ведь, невзирая на постоянное внимание ученых, габариты и приметность тигров, мы по-прежнему мало знаем о разнообразии этих зверей, то есть их фенотипической пластичности.

Авторы сосредоточились на черепе P. tigris и выяснили, как и почему у них различается эта часть скелета. Исследователи располагали данными о 47 параметрах, характеризующих форму и размер черепов 172 представителей вида родом из разных частей природного ареала тигра и зоопарков по всему миру.

Оказалось, для черепа этой крупной кошки характерна большая морфологическая изменчивость. «Так, череп зоопарковских тигров более широкий, имеет укороченную лицевую часть, более высокую нижнюю челюсть и слаборазвитые гребни, к которым крепится жевательная мускулатура», — рассказала один из авторов, научный сотрудник Зоологического музея биологического факультета МГУ Ольга Нанова.

Помимо этого, амурская популяция тигра заметно отличается от основной (континентальной) популяции хищника шириной черепа и высотой его лицевого отдела.

Биологи рассмотрели различные экологические факторы, которые могли повлиять на изменения формы черепа тигра. И пришли к выводу, что главная причина — различия в диете этих больших кошек.

Полученные результаты не только пополнили наши знания об одном из самых примечательных хищников планеты, но и могут пригодиться в дальнейших исследованиях географического распространения тигров, а также улучшении условий их содержания в неволе. В том числе для изменения программы питания, которые получают животные.