Насекомые научились использовать антиантиафродизиак — Naked Science
16.10.2017

Насекомые научились использовать антиантиафродизиак

Самцы клопов-вредителей оставляют на самках вещества, нейтрализующие действие феромонов, которые привлекают других самцов, но самки умеют их нейтрализовать собственным «антиантиафродизиаком».

1200px-lygus_pratensis01

Клопы Lygus hesperus – вредители растений, наносящие серьезный вред некоторым теплолюбивым культурам, прежде всего хлопку и клубнике. Как и у некоторых других насекомых, их самки используют феромоны, которые сигнализируют о готовности спариваться и привлекают самцов. В свою очередь, самцы вместе со спермой оставляют вещества, которые нейтрализуют действие «афродизиака» и делают самку непривлекательной для новых претендентов. Такой механизм также известен, в частности, у дрозофил.

Однако энтомологи из США и Израиля во главе с Колином Брентом (Colin Brent) заметили, что самки L. hesperus научились нейтрализовать действие «антиафродизиака» самцов. В течение нескольких недель один из его компонентов в организме самки преобразуется в геранилгераниол (geranylgeraniol). Он противодействует «антиафродизиаку» и восстанавливает химический сигнал готовности самки к новому спариванию.

В статье, опубликованной журналом eLife, ученые отмечают, что самки Lygus hesperus производят яйца в течение практически всей жизни. Поэтому возможность оставить больше потомства от большего числа самцов повышает их шансы на репродуктивный успех. Так что эволюционный смысл появления «антиантиафродизиака» вполне очевиден. Пока что это первый пример такого механизма, известный ученым, однако они уверены, что аналогичные «химические противоборства» могут развиваться между самцами и самками и других видов.