27 января
Михаил Орлов
77 131

Из экологической проблемы азовские медузы превратятся в мармелад

3.1

В последнее время Азовское море страдает от нашествий медуз-корнеротов. Местные исследователи из Азово-Черноморского филиала ВНИРО подошли к проблеме изобретательно и предложили использовать корнеротов как ценный продукт питания.

Медуза-корнерот Rhizostoma pulmo
Медуза-корнерот Rhizostoma pulmo ⁄ © А. Семенов

Уровень солености Азовского моря в последнее время быстро повышается. Это становится угрозой для местных природных экосистем и рыбного промысла. Помимо всего прочего, осолонение воды изменяет видовой состав фауны и в теплое время года вызывает вспышки численности отдельных видов, среди которых выделяется медуза-корнерот Rhizostoma pulmo.

На Черноморском побережье никого не удивишь медузами, в том числе корнеротом и аурелией. Редкий отдыхающий не замечал желеобразного корнерота при купании или на берегу, уже погибшего. Корнероты покрупнее аурелий и не такие плоские: у них довольно высокий зонтик и внушительные щупальца. Как и положено представителям группы стрекающих кишечнополостных, при прикосновении к щупальцам они могут вызывать ожоги и язвы — обычно легкие.

Однако для Азовского моря корнероты стали настоящим бедствием. Расплодившиеся медузы угрожают другим местным видам, которых они поедают или с которыми конкурируют.

Биологи из местного Азово-Черноморского филиала ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии) пристально следят за ситуацией и, похоже, нашли оригинальное решение. Оценив общий запас азовского корнерота в 4,5 миллиона тонн, ученые также тщательно изучили химический состав, пищевую ценность и возможные технологии переработки медузы. Учитывали и опыт азиатских стран, где корнероты — привычная пища.

Сотрудники ВНИРО пришли к выводу, что имеют дело с очень ценным пищевым сырьем. Конечно, медузы по большей части состоят из воды, зато все остальное можно назвать хорошо разбавленным суперфудом. Корнероты богаты ценными минералами (в том числе железом, калием, магнием, селеном и другими), а также белком, содержащим незаменимые аминокислоты и потому способным заменить белок из других животных источников. К тому же в них много коллагена и эластина.

Мармелад из медуз по рецепту ученых ⁄ © azniirkh.vniro.ru

Несомненно, такое «мясо» гораздо полезнее привычной нам свинины с мясокомбината, ведь в медузе нет ни излишка насыщенных животных жиров, ни антибиотиков и гормональных препаратов. А еще белок из морепродуктов легче усваивается.

Биологи считают промысел азовского корнерота вполне реальным и уже разрабатывают соответствующие рекомендации для рыбаков. Они также изучают технологии переработки необычного сырья, которое, как оказалось, к тому же хорошо хранится. Специалисты ВНИРО предлагают изготавливать из медуз самые разные продукты питания, включая довольно изысканные.

«Нами начаты работы по получению соленых, термически обработанных полуфабрикатов, сушеной, охлажденной и мороженой медузы. Уже разработаны рецептуры пищевой продукции с использованием полуфабрикатов медуз. Это пресервы, первые блюда, салаты, крекеры, мармелад», — приводятся на сайте ВНИРО слова кандидата технических наук Светланы Чернявской, ведущего научного сотрудника сектора технологий переработки водных биоресурсов отдела «Керченский» Азово-Черноморского филиала.

Не ограничиваясь голословной концепцией, институт опубликовал привлекательный фоторяд с этими блюдами. Среди них —томатный суп с консервированным корнеротом, чипсы и даже мармелад.