Японское космическое агентство планирует взорвать астероид с помощью Hayabusa2, чтобы взять пробы из глубокого слоя

В прошлом месяце японский космический корабль Hayabusa2 совершил успешную посадку на астероид Рюгу и собрал образцы с 900-метрового небесного тела. Теперь в JAXA сообщают, что в апреле аппарат сбросит бомбу на поверхность астероида, чтобы собрать образцы из более глубокого слоя.

10135778-6728193-image-a-37_15508269537971

Hayabusa2 был запущен в декабре 2014 года с космодрома Танэгасима — самого крупного в Японии — и прибыл к месту назначения в июне 2018-го. Когда Hayabusa2 впервые приземлился, он выпустил пятиграммовую «пулю» на поверхность астероида и собрал частицы выброшенного материала для их последующего изучения. Новый «выстрел», намеченный на 5 апреля, будет гораздо мощнее.

За день до него аппарат начнет сближение с объектом, покинув свою орбиту. Сейчас он находится в 20 километрах от тела. Ударник размером с бейсбольный мяч и весом в два килограмма будет запущен со скоростью чуть более мили в секунду, что, при условии того, что грунт будет мягким, создаст кратер диаметром до десяти метров и глубиной метр. После этого Hayabusa2 снова вернется на поверхность, приземлившись на место взрыва, и соберет образцы из более глубокого слоя, который не подвергался воздействию Солнца и космической радиации.

Представители JAXA утверждают, что первостепенное внимание будет уделено безопасности зонда: рисковать сохранностью аппарата при посадке не станут. Если же все пойдет по плану, японский Hayabusa2 станет первым космическим кораблем, который будет добывать подземные материалы с астероида. В 2005 году к этому результату были близки в NASA, взорвав комету 9P/Темпеля, однако тогда фрагменты космического тела не были собраны.

По словам инженера проекта и сотрудника JAXA Таканао Саеки (Takanao Saeki), миссия потребует невероятно сложного маневра, при котором космический аппарат должен будет оперативно переместиться на другую сторону астероида, чтобы не пострадать от осколков взорванного небесного тела. Покидая объект, Hayabusa2 сфотографирует место взрыва, а после подождет еще несколько недель, прежде чем вернуться в кратер для дальнейших наблюдений.

Специалисты JAXA планируют, что Hayabusa2 покинет астероид в конце 2019 года и вернет фрагменты поверхностных и подземных проб космического тела для анализа на Земле в конце 2020-го. С их помощью ученые надеются изучить раннюю историю и развитие Солнечной системы и прояснить роль подобных астероидов в формировании жизни на нашей планете.

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.