В слиянии нейтронных звезд замечено появление тяжелых ядер — Naked Science
Васильев1 Сергей

В слиянии нейтронных звезд замечено появление тяжелых ядер

Спектр слившихся нейтронных звезд GW170817 указал на наличие стронция – одного из самых тяжелых элементов, рождение которых удалось наблюдать на небе.

Рождение тяжелых ядер: взгляд художника
Рождение тяжелых ядер: взгляд художника / ©ESO, L. Calçada, M. Kornmesser

Новорожденная Вселенная не содержала никаких химических элементов, кроме водорода и небольших количеств гелия. Длинный ряд следующих за ними ядер образовался лишь позднее, в ходе термоядерных реакций в недрах звезд. Появление элементов тяжелее железа требует еще более экстремальных условий – и их создают такие катастрофические события как взрывы сверхновых. При этом ядра активно бомбардируются свободными нейтронами и иногда захватывают их, переходя в более тяжелые изотопы.

В ходе такого нейтронного захвата появляются и самые тяжелые из существующих в природе ядер. Правда, они требуют еще более жестких условий – например, слияния нейтронных звезд. Эти катастрофы сопровождаются выбросом огромного количества энергии, в том числе и в виде гравитационных волн. Два года назад волны такого слияния (GW170817) впервые удалось детектировать с Земли, а последующие наблюдения телескопов показали, что при этом действительно образовались ядра тяжелее железа – золото и платина.

В новой статье, опубликованной в журнале Nature, группа европейских астрономов сообщает об обнаружении в GW170817 еще одного тяжелого элемента, стронция. Находка сделана в ходе анализа данных, полученных с помощью спектрометра X-shooter, установленного на телескопе VLT Паранальской обсерватории. Инструмент предназначен для получения спектров в широком диапазоне – от ультрафиолета до ближних ИК-волн.

«Впервые нам удалось напрямую связать ядра, образовавшиеся в ходе нейтронного захвата, со слиянием нейтронных звезд», – говорит одна из авторов работы Камилла Хансен (Camilla Hansen) из Гейдельбергского института астрономии Общества Макса Планка. Такая связь еще раз подтверждает современные представления о процессах нуклеосинтеза во Вселенной.

Австрийские специалисты в сотрудничестве с китайскими учеными разработали первую реальную — не воссозданную — модель коронавируса SARS-CoV-2, отсканировав его замороженные частицы.

Ученые показали, что «очистка от мусора» может иметь важное значение для поддержания здоровья мозга или предотвращения нейрогенеративных заболеваний. Особенно активен этот процесс во время фазы глубокого сна.

27 января (точное время объявят позже) должен состояться запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 с новой партией спутников системы Starlink. Трансляция, как и всегда, будет доступна на нашем сайте.