В слиянии нейтронных звезд замечено появление тяжелых ядер — Naked Science

В слиянии нейтронных звезд замечено появление тяжелых ядер

Спектр слившихся нейтронных звезд GW170817 указал на наличие стронция – одного из самых тяжелых элементов, рождение которых удалось наблюдать на небе.

Рождение тяжелых ядер: взгляд художника
Рождение тяжелых ядер: взгляд художника / ©ESO, L. Calçada, M. Kornmesser

Новорожденная Вселенная не содержала никаких химических элементов, кроме водорода и небольших количеств гелия. Длинный ряд следующих за ними ядер образовался лишь позднее, в ходе термоядерных реакций в недрах звезд. Появление элементов тяжелее железа требует еще более экстремальных условий – и их создают такие катастрофические события как взрывы сверхновых. При этом ядра активно бомбардируются свободными нейтронами и иногда захватывают их, переходя в более тяжелые изотопы.

В ходе такого нейтронного захвата появляются и самые тяжелые из существующих в природе ядер. Правда, они требуют еще более жестких условий – например, слияния нейтронных звезд. Эти катастрофы сопровождаются выбросом огромного количества энергии, в том числе и в виде гравитационных волн. Два года назад волны такого слияния (GW170817) впервые удалось детектировать с Земли, а последующие наблюдения телескопов показали, что при этом действительно образовались ядра тяжелее железа – золото и платина.

В новой статье, опубликованной в журнале Nature, группа европейских астрономов сообщает об обнаружении в GW170817 еще одного тяжелого элемента, стронция. Находка сделана в ходе анализа данных, полученных с помощью спектрометра X-shooter, установленного на телескопе VLT Паранальской обсерватории. Инструмент предназначен для получения спектров в широком диапазоне – от ультрафиолета до ближних ИК-волн.

«Впервые нам удалось напрямую связать ядра, образовавшиеся в ходе нейтронного захвата, со слиянием нейтронных звезд», – говорит одна из авторов работы Камилла Хансен (Camilla Hansen) из Гейдельбергского института астрономии Общества Макса Планка. Такая связь еще раз подтверждает современные представления о процессах нуклеосинтеза во Вселенной.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.