18.02.2020

Солнечный зонд Solar Orbiter прислал первые данные

5.1

Солнечный орбитальный аппарат Европейского космического агентства, запущенный в космос на прошлой неделе, отправил первые данные, подтвердив исправность работы своих приборов для измерения электромагнитных полей.

Солнечный зонд Solar Orbiter в представлении художника / © ESA, ATG medialab

Автоматический космический аппарат для исследования Солнца Solar Orbiter, разработанный Европейским космическим агентством (ESA) в сотрудничестве с NASA, прислал первые показания своего научного оборудования всего через несколько дней после запуска. Об этом сообщается на сайте ESA.

Ракета-носитель Atlas V стартовала с Solar Orbiter 10 февраля. Аппарат оснащен десятью научными приборами, четыре из которых измеряют среду вокруг космического аппарата, в том числе свойства и состав солнечного ветра, сверхтермальных и энергетических частиц, исследуют магнитное и электрическое поля; еще шесть представляют собой солнечные приборы дистанционного зондирования (в основном это телескопы, которые будут делать снимки поверхности Солнца на различных длинах волн).

«Мы измеряем магнитные поля в тысячи раз меньше, чем те, с которыми имеем дело на Земле, — рассказал ученый Тим ​​Хорбери из Имперского колледжа Лондона, работающий с магнитометрическим прибором (MAG). — Даже токи в электрических проводах создают магнитные поля намного большие, чем те, которые мы должны измерить. Вот почему датчики находятся на специальной выдвижной стреле: нужно держать их подальше от любой электрической активности на борту космического аппарата».

Данные, собранные прибором магнитометра (MAG), показывают, как уменьшается действие магнитного поля от окрестностей аппарата до места, где по факту развернуты приборы. Первые измерения от MAG, полученные после раскрытия антенны с высоким коэффициентом усиления 13 февраля, показывают снижение уровня магнитного поля примерно на один порядок. Сначала данные отражали в основном магнитное поле аппарата, но в итоге ученые впервые увидели более слабое магнитное поле в окружающей среде. Правая половина графика показывает значение межпланетного магнитного поля / © ESA

Наземные диспетчеры в Европейском центре космических операций в Дармштадте (Германия) включили два датчика магнитометра (один находится на конце стрелы, второй — рядом с Solar Orbiter) примерно через 21 час после старта. Прибор записывал данные до, во время и после развертывания антенн: это позволило ученым оценить влияние аппарата на измерения в космической среде.

Первые показания приборов Solar Orbiter / © ESA

Как отмечают исследователи, полученные данные показывают, как снижаются уровни воздействия магнитных полей от Solar Orbiter до его приборов, что подтверждает их надежную работу и точность измерений.

«Измерения до, во время и после развертывания антенны помогают нам идентифицировать и охарактеризовать сигналы, которые не связаны с солнечным ветром, такие как возмущения, исходящие от платформы космического аппарата и других инструментов», — добавляет Матье Крешмар из лаборатории в Орлеане.

Ученые отмечают, что до конца апреля они планируют откалибровывать оборудование Solar Orbiter, постепенно включать прибор за прибором и проверять исправность их работы. Собрать первые научные данные намерены к середине мая. Своей рабочей орбиты (эллиптической орбиты с перигелием 0,28 а.е. и афелием 0,9 а.е.) зонд достигнет через 3,5 года после запуска.