07.08.2023
9 213

Мощнейший солнечный выброс впервые заметили одновременно на Земле, Луне и Марсе

5.2

В конце 2021 года Солнце выбросило мощный поток плазмы, который «почувствовали» инструменты, работающие на околоземной орбите, на поверхности Луны и даже Марса, который в тот момент находился с противоположной стороны звезды.

Корональный выброс массы, снятый «солнечным» зондом SOHO
Корональный выброс массы, снятый «солнечным» зондом SOHO / ©SOHO, ESA, NASA, CC BY-SA 3.0 IGO / Автор: Messiena Lucretius

В периоды максимума активности Солнце время от времени сбрасывает накопленный избыток энергии. Это может происходить в виде вспышек излучения или масштабных выбросов вещества из внешних слоев звезды — корональных выбросов массы. Потоки плазмы могут набирать массу в миллионы и миллиарды тонн, ускоряться до сотен и тысяч километров в секунду. Достигая Земли, корональные выбросы вызывают геомагнитные бури и появление полярных сияний.

Самые масштабные из них могут «накрывать» колоссальные пространства, что показало событие 28 октября 2021 года. Тогда выброс зарегистрировали инструменты, работавшие не только на околоземной орбите, но еще на Луне и даже на Марсе, который в тот момент находился по ту сторону Солнца от нас. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Выброс сопровождался возрастанием наземного уровня интенсивности космических лучей. Это показывает, что его энергии оказалось достаточно для того, чтобы заряженные частицы плазмы не просто отклонились магнитным полем нашей планеты, а «пробили» его насквозь. За всю историю наблюдений, начавшихся еще в 1940-е годы, таких событий зарегистрировано менее сотни. У Луны и Марса нет глобального магнитного поля (а у Луны — и атмосферы), поэтому плазма корональных выбросов беспрепятственно достигает их поверхности.

Дозы излучения, которые принес выброс 2021 года, оставались на безопасном уровне / ©ESA, CC BY-SA 3.0 IGO

В октябре 2021 года этот поток зафиксировал околоземный спутник Eu:CROPIS, а также находившиеся на Луне аппараты LRO и Chang’e-4, работающий на марсианской орбите зонд ExoMars TGO и марсоход Curiosity. Притом что Земля и Марс находились по разные стороны Солнца, а расстояние между ними составляло около 250 миллионов километров. Кроме того, выброс заметили работающие ближе к Солнцу аппараты Solar Orbiter, SOHO и BepiColombo.

Доза излучения, зарегистрированная на орбите нашей планеты, составила 10 миллигрей, на окололунной — 31 миллигрей, у Марса — девять миллигрей. Отметим, что 700 миллигрей способны вызвать серьезные проблемы со здоровьем, а смертельно опасная величина составляет 10 грей (10 тысяч миллигрей). При этом доза накапливается со временем.

«Наши оценки прошлых событий с возрастанием наземного уровня интенсивности космических лучей говорят о том, что, происходя в раз в 5,5 года, они способны преодолеть допустимый порог на Луне, если люди будут находиться там без специальной защиты», — сказал Цзинань Го (Jingnan Guo), один из авторов новой работы.