Эксперименты подтвердили способность собак ориентироваться по магнитному полю Земли — Naked Science

5.9

Собаки могут ориентироваться по линиям геомагнитного поля, чтобы срезать лишние углы при движении по малознакомой местности.

©Y Nakanishi, Flickr

Великолепный нюх собак общеизвестен, но вот их способности ощущать магнитные поля остаются невыясненными. Эта задача всегда технически сложна, поскольку трудно заставить обычное животное полагаться на это незначительное чувство. Возможно, магниторецепция существует даже у людей, но чтобы однозначно это доказать, требуются сложно спроектированные и точные эксперименты.

То же касается собак. Вспомним, что лишь в 2014 году одна из юмористических Игнобелевских премий ушла чешским исследователям, которые продемонстрировали, что при дефекации собаки предпочитают ориентироваться по линиям геомагнитного поля, с севера на юг. Авторы проделали эту работу именно для того, чтобы доказать наличие у собак магниторецепции. Развивая эти результаты, та же команда из Пражского университета наук о жизни провела новые эксперименты, чтобы продемонстрировать, что собаки способны использовать линии магнитного поля для ориентации на местности. О работе рассказывается в статье, опубликованной в журнале eLife.

С помощью ошейников с GPS-трекерами авторы проследили за четырьмя собаками на протяжении долгой прогулки по лесу. Ученые отметили, что, двигаясь вместе с хозяином, время от времени они увлекались запахом какого-либо животного и убегали в заросли, преследуя цель на расстоянии около 400 метров, после чего возвращались к человеку. При этом видеть хозяина или ощущать его запах в густом безветренном лесу и на таком расстоянии они явно не могли.

Голубым показан маршрут человека, белым — движения собак / ©Benediktová et al., 2020

При возвращении они либо в точности проделывали тот же путь в обратном направлении, либо срезали и двигались напрямик. На GPS-треках видно, что во время таких пробежек собаки вдруг меняли направление. Около 20 метров они двигались в примерном направлении севера, словно «сверяли показания компаса», и вскоре после этого начинали возвращаться к хозяину.

Чтобы удостовериться в этом, авторы проводили аналогичные измерения в течение более чем трех лет с использованием 27 домашних собак. В общей сложности были собраны треки 223 «разведывательных пробежек» со средней дистанцией 1,1 километра. В 170 случаях собаки действительно останавливались, пробегали 20-метровку на север и, как правило, после этого возвращались к владельцу, срезая лишние углы и петли.

По мнению ученых, во время «пробежки на север» животные ориентируются по магнитному полю Земли, что позволяет не потеряться и двигаться по более короткому маршруту в плохо знакомой местности. Тем не менее стопроцентно доказать наличие магниторецепции сложно, и авторы планируют новые эксперименты. В частности, они собираются поместить в ошейники генераторы магнитного поля, которые должны нарушить нормальную работу этого чувства, — и проверить, как это скажется на движении собак.