03.04.2021
1 273

OSIRIS-REx совершит внеплановое «прощальное» сближение с астероидом Бенну перед полетом назад к Земле

Незадолго до запланированного отправления зонда OSIRIS-REx обратно к Земле, команда миссии приняла решение совершить еще одно сближение с объектом исследования. Аппарат изучит тот «беспорядок», который он сам навел во время забора грунта в прошлом году и проведет полное сканирование поверхности астероида Бенну еще раз.

©NASA, Goddard, University of Arizona / Автор: Владимир Богданов

Согласно официальному пресс-релизу, размещенному в разделе миссии OSIRIS-REx на сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), у «прощальной» операции сразу несколько целей. Самая главная — оценить, какие следы на поверхности астероида оставил космический аппарат в ходе прямого контакта и последующего спешного отлета. Ожидается, что на Бенну сохранилось пять кратеров, образующих похожую на клевер структуру: центральный от устройства забора образцов и четыре от реактивной струи двигателей.

Попутно ученые проверят работоспособность и чувствительность всех инструментов зонда, ведь когда OSIRIS-REx запустил свои двигатели в считанных метрах от Бенну, они выбросили огромное количество вещества в окружающее пространство. Хотя бы часть поднявшейся с поверхности астероида пыли гарантированно осела на объективах камер и внешних деталях других научных приборов аппарата, среди которых есть высокоточные датчики. Оценив полученные в ходе незапланированного сближения данные специалисты смогут откалибровать инструменты, что важно для возможного будущего продления миссии.

Недавний снимок (4 марта) астероида Бенну, сделанный камерой PolyCam аппарата OSIRIS-REx с расстояния около 300 километров / ©NASA, Goddard, University of Arizona

Решение о еще одном близком исследовании астероида Бенну принималось путем всестороннего анализа рисков. Этот шаг не входил в первоначальный план миссии, так что его пришлось разрабатывать соответствующим образом уже буквально на ходу. В результате всех обсуждений, расчетов и оценки возможных негативных последствий, инженеры и ученые пришли к выводу, что научная польза превышает незначительные риски. На длительность миссии повторное сближение не повлияет, оставшееся до отлета к Земле время планировалось потратить на дополнительные исследования с большого расстояния.

Подлет к астероиду в рамках новой фазы миссии запланирован на 7 апреля. Аппарат приблизится к Бенну на расстояние примерно в 3,7 километра (сейчас он более чем в 300 километрах от него) и фактически повторит операции, проведенные им в 2019 году. Чуть менее чем за 6 часов (период обращения астероида вокруг своей оси) OSIRIS-REx выполнит сканирование всей поверхности полным набором своих инструментов. Научные камеры PolyCam и MapCam проведут картографирование Бенну в разных диапазонах и разрешении, а спектрометры OVIRS и OTES обновят данные о химическом составе вещества астероида.

Процесс сближения, забора образцов и срочного отлета от поверхности Бенну / ©NASA, Goddard, University of Arizona, Twitter

Наконец, после отправки данных в центр управления и первичного их анализа специалистами, 10 мая зонд ляжет на курс к Земле. Ему предстоит путешествие длительностью более двух лет, в конце которого он сблизится с родной планетой на 17 с небольшим тысяч километров. В этот момент аппарат сбросит капсулу с образцами пыли и мелких камушков, собранными на Бенну. Дальнейшая его судьба — пока вопрос дискуссионный. Основываясь на состоянии OSIRIS-REx и оставшихся запасах топлива, ученые могут принять решение направить его к еще одному астероиду.

Напомним, OSIRIS-REx стартовал в 2016 году и вышел на орбиту Бенну в 2018-м. С тех пор он то сближался с астероидом, то удалялся от него и проводил различные исследования. Осенью прошлого года произошло кульминационное событие всей миссии — забор материала с поверхности. Правда, процедура была сопряжена с неожиданными осложнениями. Во-первых, астероид оказался гораздо менее твердым, чем предполагалось и заборный инструмент буквально погрузился в грунт почти на полметра. Операторы предполагают, что если бы двигатели не сработали, движение могло продолжиться и аппарат имел все шансы встретиться с поверхностью корпусом.

А во-вторых после отлета на безопасное расстояние, выяснилось, что специальная крышка на заборном сите не сработала. Судя по всему, ее заклинили крупные песчинки или камушки. Контейнер начал терять астероидный материал, так что пришлось форсировать события. Операцию по оценке массы полученного реголита отменили и сразу поместили его в герметичную возвратную капсулу для образцов. На основе снимков контейнера специалисты миссии предполагают, что удалось собрать больше целевого минимума — 60 грамм. Но сколько точно мы узнаем только после того, как образцы приземлятся в штате Юта 24 сентября 2023 года.