03.04.2021
2 541

6.4

Несмотря на неудачу одного из своих главных научных инструментов и завершение основной двухлетней программы, миссия InSight продолжает работу. В арсенале стационарной платформы все еще остался чувствительный сейсмометр и он недавно зафиксировал пару очень сильных (по местным меркам, конечно) толчков — два полноценных марсианских землетрясения.

Зонд InSight зафиксировал два мощных и четких марсотрясения
Участок региона Cerberus Fossae, где специалисты NASA предполагают наличие тектонической активности. Косвенными ее признаками являются и оползни, заметные на изображении. Снимок сделан аппаратом Mars Reconnaisance Orbiter в феврале 2020 года, цвета комбинированные (инфракрасный диапазон и RGB) / ©NASA, JPL-Caltech, University of Arizona

Как гласит запись в официальном блоге миссии, анализ данных показал, что источник сейсмических колебаний расположен в регионе, где находятся геологические формации под названием борозды Цербера (Cerberus Fossae) — примерно в тысяче километров на северо-восток от InSight. Зафиксированные толчки были магнитудой 3,3 и 3,1, что по марсианским меркам довольно мощное землетрясение. Они произошли 7 и 18 марта, соответственно.

Самое примечательное в этих толчках — высокая чистота и четкость сигнала, полученного сейсмометром. По этим параметрам новые марсотрясения входят в четверку лучших из более чем 500 событий, зафиксированных зондом за более чем два года работы. Что интересно, остальные два сейсмических колебания, входящие в этот своеобразный «топ», возникли в том же регионе, что и новые.

Зонд InSight зафиксировал два мощных и четких марсотрясения
Художественное представление аппарата InSight на поверхности Марса / ©NASA, JPL-Caltech

Растущий объем данных о сейсмической активности Марса необычайно важен для ученых. Да, на Красной планете, в отличие от Земли, нет тектонических плит, что уже убирает, как минимум, одну значительную причину марсотрясений. Но на этой планете, судя по всему, сохраняется остаточная вулканическая активность, да и недра Марса не полностью безжизненны. Таким образом в его коре все равно могут формироваться регионы напряжений и даже развиваться разломы, в которых и возникают слабые по земным меркам толчки.

Поскольку в арсенале изучающих Марс ученых есть всего один специализированный сейсмометр, полную картину получить удастся не скоро. Но специалисты продолжают предпринимать попытки повысить эффективность инструментов InSight. Например, чтобы минимизировать шум в получаемом с датчика сигнале, команда операторов зонда приняла решение закопать шлейф, идущий от него к посадочной платформе. Это изолирует провода от ветра и потенциально позволит получать более чистые данные, то есть косвенно увеличит чувствительность сейсмометра.

©NASA, Twitter

Процесс закапывания шлейфа, идущего от сейсмометра под защитным куполом (SEIS) к самому InSight показан на видео выше. Первая часть своеобразных земляных работ завершилась в начале марта. С помощью своей роботизированной руки, зонд подгреб немного пыли в кучки, зачерпнул их ковшом и сбросил на край крышки. Песок сыпят не на сам шлейф, чтобы в месте контакта гофрированной юбки купола с грунтом остался зазор и не возникло жесткой связи. Это наоборот испортит его изолирующие свойства.

Напомним, посадочная платформа InSight прибыла на Марс в ноябре 2018 года. Миссия рассчитывалась чуть менее чем на два года и оборудована двумя основными инструментами — «сейсмическим экспериментом по изучению внутренней структуры» (Seismic Experiment for Interior Structure, SEIS) и «набором для изучения теплового потока и физических свойств» (Heat Flow and Physical Properties Package, HP3). Если сейсмометр исправно работает и поставляет ученым данные с первых дней на Красной планете, то с буром HP3 вышел конфуз.

Оснащенный датчиками самозакапывающийся бур, получивший прозвище «крот» за свой механизм работы, так и не смог погрузиться в грунт на необходимую глубину. Планировалось, что он зароется примерно на пять метров в поверхность Марса и сможет измерить тепловой поток из его недр. Однако реальные характеристики грунта, как оказалось, сильно отличаются от тех, на которые рассчитывали инженеры.

На момент посадки InSight был самым энерговооруженным аппаратом на поверхности Марса благодаря огромной площади самых современных солнечных батарей и размещению в экваториальном регионе, где всегда много света — за местные сутки (сол), он мог выработать 4,6 киловатт-часа электричества. Даже оснащенный ядерной батарейкой (РИТЭГом) втрое более крупный ровер Curiosity такой роскошью не мог похвастаться («всего» 2,8 киловатт-часа в сол). Но климат Красной планеты снижает эффективность любой солнечной панели, так что это был необходимый «запас прочности» для долгой работы / ©NASA, Twitter

Предсказать такой исход заранее было нельзя, так что и неудача инструмента принесла ученым много полезной информации. Особенно учитывая сколько и какие попытки по его «пропихиванию» в марсианскую поверхность предпринимались — от присыпания песком для большего трения со стенками шахты до буквального заколачивания в грунт лопаткой руки-манипулятора.