01.10.2020
Ольга И.
7 399

Неандертальские гены оказались ответственны за уязвимость к Covid-19

5.1

К такому выводу пришли шведские и немецкие ученые. А еще они выяснили, что участок генома, доставшийся нам от неандертальцев и влияющий на более тяжелое течение коронавирусной инфекции, наиболее распространен в Бангладеш, но часто он встречается и в Южной Азии.

Неандертальские гены оказались ответственны за уязвимость к Covid-19 / ©versiya.info / Автор: Никита Тарасов

Исследование опубликовано в журнале Nature. В 2018 году ученые из Стэнфордского университета выяснили, что гены, доставшиеся нам от параллельного человечества — неандертальцев, — помогают Homo sapiens бороться со многими вирусными инфекциями. Но, похоже, иногда эта способность может нести не помощь, а угрозу.

Ученые из Каролинского института (Швеция) и Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) выяснили, что фрагмент генома, охватывающего шесть генов в третьей хромосоме, очень похож на версию хромосомы неандертальца, останки которого с датировкой в 50 тысяч лет нашли на территории Хорватии. А вот в геноме денисовцев — еще одних «двоюродных братьев» человечества — такого варианта не оказалось.

Этот участок гена связан с риском более тяжелого течения коронавирусной инфекции, в том числе со смертельным исходом. Сегодня этот участок ДНК наиболее распространен в Бангладеш: там он присутствует у 63 процентов людей. Немало его и в Южной Азии, где его носителями является треть населения.

А вот в других регионах этот фрагмент генома встречается намного реже. Так, в Европе его находят у восьми процентов жителей, а в Восточной Азии — у четырех. Больше всего повезло африканцам: в их геноме такого участка почти не оказалось. Вероятно, это связано с тем, что предки современных жителей Черного континента не выходили за пределы материка и не скрещивались с неандертальцами.

Как же так получилось, что в одних частях планеты (не считая Африки) подобный вариант гена распространен больше, чем в других? Пока не известно. Как предполагают ученые, это может быть связано с тем, что в каких-то популяциях неандертальские гены оказывали более положительный эффект на выживание, поэтому и закрепились, а где-то, наоборот, несли вред.

Хотя в свое время, когда наши предки только начали осваивать Европу, эти гены могли играть положительную роль. Ведь неандертальцы пришли туда гораздо раньше кроманьонцев, поэтому, вероятно, имели защиту к новым вирусам. Такие генетические механизмы и могли унаследовать древние сапиенсы. Тем не менее те же гены теперь ответственны за чрезмерно острую реакцию организма на Covid-19: иммунная система слишком «старается» его подавить, поэтому вредит своему же хозяину.