19.08.2020
Мария Кривоченко
6 785

Взрыв сверхновой мог вызвать массовое вымирание на Земле

2.1

Группа ученых выдвинула гипотезу, согласно которой сверхновая, находящаяся на расстоянии около 65 световых лет от Земли, могла повлиять на разрушение озонового слоя и последующее массовое вымирание в конце девонского периода, 359 миллионов лет назад.

Изображение излучения от возможного взрыва сверхновой. Орбита Земли, синий пунктирный круг и Солнце, красная точка, показаны для масштаба. / ©Джесси Миллер

Исследование провела группа под руководством Брайана Филдса, профессора астрономии и физики из Иллинойском университете в Урбане-Шампейне. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые сосредоточились на изучении границы между девонским и каменноугольным периодами. Команда анализировала породы того времени и обнаружила споры растений, которые, по-видимому, были сожжены ультрафиолетовым излучением — это свидетельство разрушения озонового слоя.

Появление озоновых дыр могло быть следствием глобального потепления или вулканической активности. Однако ученые считают это предположение неубедительным — климатические изменения и катаклизмы смогли бы истощить озоновый слой на какое-то время, но этого было бы недостаточно для того, чтобы вызвать массовое вымирание.

Исследователи проверили астрономические причины разрушения озонового слоя: метеориты, мощные вспышки на солнце и гамма-всплески. Результаты показали, что они не могли привести к длительному эффекту. Взрыв сверхновой, в свою очередь, мог бы нанести Земле ущерб, который сохранялся 100 тысяч лет.

Однако раскопки свидетельствуют: биоразнообразие постоянно сокращалось в течение 300 тысяч лет, что и привело к массовому вымиранию. Это может указывать на то, что на границе девонского и каменноугольного периодов произошло несколько астрономических катастроф, возможно, даже несколько взрывов сверхновых. «Это вполне реально, — сказал соавтор исследования Джесси Миллер. — Массивные звезды обычно появляются в скоплениях, и через некоторое время около места взрыва вполне могли возникнуть другие сверхновые».

Команда также обнаружила радиоактивные изотопы плутония-244 (Pu-244) и самария-146 (Sm-146) в породах и окаменелостях, отложившихся во время вымирания. Они могли появиться на Земле в результате космического взрыва, который произошел достаточно близко к Солнечной системе: изотопы Pu-244 и Sm-146 со временем распадаются, и, если источник взрыва находился слишком далеко, они не успели бы попасть на Землю. «Мы предполагаем, что к разрушению привел один или несколько взрывов сверхновых, примерно в 65 световых годах от Земли», — сказал Филдс.

Исследователям еще предстоит обнаружить Pu-244 или Sm-146 в породах границы девонского и каменноугольного периодов. Команда Филдса собирается найти геологические свидетельства своей теории и показать, что «космос вмешивается в нашу жизнь — часто незаметно и иногда жестоко».