Рубрика выходит при поддержке
25 июня
3 359

Белый карлик пережил взрыв сверхновой и стал ярче прежнего

5.2

Небольшая звезда «возродилась» после космической катастрофы и даже увеличила свой блеск – ученые сравнивают ее с Оби-Ван Кеноби, совершившим похожее возрождение после гибели во вселенной «Звездных войн».

Далекая галактика NGC 1309
Далекая галактика NGC 1309 / ©NASA, ESA, The Hubble Heritage Team (STScI/AURA), A. Riess (JHU/STScI)

Белый карлик в далекой галактике выжил после недостаточно мощного взрыва сверхновой в 2012 г. А новые наблюдения показали, что в результате этой катастрофы он даже увеличил яркость. Об этом рассказывается в статье Кертиса МакКалли (Curtis McCully) и его соавторов, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Сверхновыми вспыхивают звезды, переживающие катастрофическую смерть. Так, например, может погибнуть белый карлик, находящийся в тесной двойной системе с более крупной звездой – например, красным гигантом. Постепенно перетягивая вещество от «рыхлой» соседки, он в конце концов зажигается термоядерным взрывом и рассеивается по космосу. Впрочем, у сверхновых подкласса Iax этот процесс сбоит: их вспышки не настолько ярки, а белый карлик может переживать взрыв, выбрасываясь в пространство на большой скорости. Такую звезду-«зомби», выжившую после сверхновой, ученые обнаружили в южном созвездии Эридан.

Спиральная галактика NGC 1309 расположена более чем в ста миллионах световых лет от нас. В январе 2012 г. в ней была зарегистрирована сверхновая типа Iax. В дальнейшем астрономы изучили архивные снимки космического телескопа Hubble, который не раз наблюдал далекую галактику, и смогли определить звезду-предшественницу сверхновой SN 2012Z. Однако на изображениях, полученных уже после взрыва, их ждал сюрприз: белый карлик выжил.

Слева – общий план галактики NGC 1309, справа – снимки окрестностей SN 2012Z до, во время и после вспышки / ©McCully et al., 2022

До сих пор ученым не было известно ни одного надежного примера такой звезды. Их существование предсказывали модели, кроме того, изучен белый карлик LP 40-365, быстрое и одинокое движение которого лучше всего объясняются сверхновой. Для SN 2012Z линия от звезды-предшественницы до сверхновой и затем до выжившего карлика была прослежена целиком еще несколько лет назад. Однако теперь астрономы заметили новую странность этой системы. После взрыва белый карлик стал даже ярче, чем был до него.

Кертис МакКалли и его коллеги объясняют это слабостью сверхновой Iax. Ее не хватило не только на то, чтобы разрушить белый карлик, но и на то, чтобы выбросить все вещество соседней звезды, скопившееся в окрестностях. После взрыва часть его упало на выжившего карлика, увеличив его блеск. В этом случае повышение яркости временно, и в будущем карлик вернется к своему обычному состоянию, только став еще более рыхлым и тусклым.

«Выжившая звезда немного похожа на Оби-Ван Кеноби, который возродился как “дух силы” в “Звездных войнах”, – говорит Энди Хоуэлл (Andy Howell), один из авторов новой работы. – Природа пыталась уничтожить эту звезду, но она вернулась даже более сильной, чем можно было себе представить. Это все еще та же звезда, но в новой форме. Она превзошла смерть».