Белый карлик оказался остатком от взрыва редкой сверхновой

Сверхновая – еще не приговор: белый карлик LP 40-365 – первый пример звезды, благополучно пережившей взрыв сверхновой типа Iax.

Сверхновые бывают разные. Одни из них – финальный аккорд в жизни крупных звезд, завершающейся колоссальным гравитационным коллапсом (класс I). Другие – результат долгого «перетягивания» материи с карликовой звезды на соседнюю и термоядерного взрыва, запустившегося с набором нужной массы вещества (класс I).

Кроме того, их разделяют на целый ряд подклассов – например, сверхновые подкласса Iax, обнаруженные в 2013 г., отличаются сравнительно слабой силой и происходят при накоплении вещества белым карликом – старой, тусклой (в десятки тысяч раз слабее Солнца) и мелкой (в сотни раз легче его) звездой.

Если «классическая» сверхновая Ia способна полностью уничтожить исходную звезду, то Iax, как показывает моделирование, вполне может оставить по себе все тот же белый карлик, лишь придав ему дополнительный импульс для движения. В новой статье, опубликованной журналом Science, ученые описывают первые реальные наблюдения такого объекта, пережившего взрыв Iax.

Стефани Венне (Stephane Vennes) и ее коллеги по Чешской Академии наук считают, что химический состав и высокая скорость вращения вокруг своей оси у белого карлика LP 40-365 связаны с тем, что в прошлом он имел близкого партнера, от которого получал и импульс для вращения, и дополнительное вещество. Наконец, траектория полета звезды указывает на взрыв.

В самом деле, быстро летящий по галактике белый карлик не связан гравитационно с каким-либо скоплением или группой звезд. Он мог получить импульс, провзаимодействовав с массой звезд в центре галактики, но траектория его не позволяет считать, что в обозримом прошлом он находился в этой области. По мнению чешских астрономов, объяснить все свойства LP 40-365 позволяет только взрыв сверхновой, случившийся где-то в промежутке между 5 и 50 млн лет назад, на расстоянии в десятки световых лет от Земли.

Как же достали такие новости!!!И еще больше бесит...