Астрономы создали виртуальную модель сверхмассивной черной дыры — Naked Science
19.11.2018

Астрономы создали виртуальную модель сверхмассивной черной дыры

Ученые представили алгоритм для симуляции окрестностей сверхмассивных черных дыр и путешествия в них в виртуальной реальности.

bhole0

Считается, что в центре всех крупных галактик находятся сверхмассивные — в миллионы и миллиарды солнц — черные дыры, которые определяют их формирование и эволюцию. Команда астрофизиков из Германии и Нидерландов разработала алгоритм для расчета трехмерных виртуальных моделей окрестностей таких объектов. Демонстрируя его в действии, ученые представили модель Стрельца А* — сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.

В статье, опубликованной в журнале Computational Astrophysics and Cosmology, Жорди Девлар (Jordy Davelaar) и его соавторы представили расчеты для моделирования потоков вещества и излучения в окрестностях сверхмассивной черной дыры. Алгоритм учитывает все известные эффекты Общей и Специальной теорий относительности, включая гравитационное красное смещение, геометрические искажения пространства-времени и движения наблюдателя. Он позволяет получить серию изображений для составления полной и динамической трехмерной модели и просмотра ее на обычных, общедоступных системах виртуальной реальности.

Чтобы продемонстрировать новую систему в действии, авторы представили VR-симуляцию Стрельца А* — компактного источника в центре нашей Галактики, в глубине которого, как считается, находится сверхмассивная черная дыра массой 4,3 миллиона солнц.

©BlackHoleCam, Radboud University Nijmegen, Goethe University Frankfurt, Davelaar et al., 2018

«Наша VR-симуляция дает одну из наиболее реалистичных картин непосредственного окружения черной дыры и позволит лучше изучить их поведение, — говорит Жорди Девлар. — Путешествия к черным дырам не станут возможными в течение нашей жизни, а такая визуализация с погружением поможет больше понять эти системы — оттуда, где мы находимся сегодня».