24.11.2021
25 777

Астрономы нашли белый карлик с рекордной скоростью вращения

5.2

Раскрутившись до огромной скорости, белый карлик J0240 перетягивает вещество соседней звезды и разбрасывает его по окрестностям, действуя как «магнитный пропеллер».

«Магнитный пропеллер» системы J0240: взгляд художника
«Магнитный пропеллер» системы J0240: взгляд художника / ©Mark Garlick, University of Warwick

Средних размеров звезды заканчивают свою эволюцию, становясь белыми карликами, — то же произойдет с Солнцем примерно через пять миллиардов лет. Это сравнительно холодные и тусклые звезды, небольшие, но плотные, способные существовать исключительно долго. Но белый карлик LAMOST J024048.51+195226.9 (сокращенно — J0240) выделяется на общем фоне. Наблюдения показывают, что он вращается, делая полный оборот всего за 24,93 секунды и превращаясь в необычный «магнитный пропеллер». Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Monthly Notice of the Royal Astronomical Society: Letters.

Команда астрономов во главе с Ингрид Пелисоли (Ingrid Pelisoli) из британского Уорикского университета использовала инструмент HiPERCAM, установленный на 10,4-метровом Большом Канарском телескопе. Это позволило рассмотреть двойную катаклизмическую переменную J0240, расположенную примерно в 2000 световых лет, в созвездии Овен. Такие системы включают белый карлик и звезду-партнера, от которой тот перетягивает вещество, набирая массу и вспыхивая каждый раз, когда ее наберется достаточно, чтобы ненадолго запустить интенсивные термоядерные реакции. В итоге они взрываются сверхновыми типа Ia.

В катастрофическую двойную J0240 входит белый карлик размерами с Землю, но в пару сотен тысяч раз тяжелее нее, а также красный карлик, намного более крупный и не такой плотный. Белый карлик активно перетягивает вещество от рыхлой соседки, и, возможно, именно этот поток придал ему огромную скорость вращения — примерно на 20 процентов больше, чем у прошлого рекордсмена. Именно из-за этого вращения у белого карлика J0240 могло появиться мощное магнитное поле, которое стало отклонять большую часть потока.

В результате лишь часть плазмы достигает его поверхности в районах полюсов, где появляются яркие термоядерные пятна. Благодаря вращению они то возникают, то исчезают из видимости, и белый карлик пульсирует, что и позволило астрономам измерить скорость этого движения. «Она так велика, что белому карлику пришлось набрать дополнительную массу, чтобы не быть разорванным на части», — добавляют ученые. В то же время большая часть потока плазмы выбрасывается магнитным полем карлика прочь, словно под действием огромного «магнитного пропеллера», двигаясь на скорости до 3000 километров в секунду.

Система J0240 стала лишь вторым подобным примером: прежде «магнитный пропеллер» был известен у AE Водолея. В отличие от нее, J0240 ориентирована таким образом, что видна нам «в профиль», позволяя заметить отдельные плазменные пузыри, которые время от времени закрывают свет обеих звезд. «Это показывает, что механизм “магнитного пропеллера” может естественным образом возникать в подобных системах, если обстоятельства подходящие», – резюмируют авторы работы.