Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области.
Статья вышла в журнале PLOS One. Исторически сложилось так, что при диагностике языковых и речевых нарушений российские специалисты часто руководствуются качественными методиками. Такие инструменты требуют от клинициста высокой степени мастерства, а результаты оценки трудно сравнивать между собой и использовать в исследованиях. Немногочисленные количественные опросники для оценки речи разработаны слишком давно и часто не соответствуют современным требованиям к инструментам измерения.
Афазия — одно из языковых нарушений, для которых не существует стандартизированного российского теста. У пациента с афазией затруднено понимание чужой речи и/или нарушены навыки произношения слов и письма. Чаще всего афазия — результат инсульта или черепно-мозговой травмы. Чтобы решить проблему отсутствия валидной российской методики для диагностики афазии, команда исследователей из ВШЭ разработала и протестировала новый инструмент — Русский афазиологический тест (Russian Aphasia Test, RAT). Тест основан на современных моделях нейролингвистики и учитывает психометрические требования к разработке таких диагностических батарей.
Для валидизации теста пригласили 106 здоровых испытуемых и 85 пациентов с афазией. Каждый из участников протестировал новую методику с помощью планшета. Как и ожидалось, здоровые участники успешно справились с тестом. Результаты пациентов с афазией отражали те диагнозы и разносторонние языковые нарушения, которые были выявлены у них с помощью качественного обследования в клинике. Эти и другие статистические тесты, проведенные командой ученых, доказывают валидность и надежность опросника. Результаты испытуемых также использовались для стандартизации инструмента.
Валидный опросник действительно оценивает тот параметр, для измерения которого он и был разработан. При этом его результаты устойчивы во времени и варьируются среди испытуемых с разным уровнем измеряемого параметра. Стандартизация теста — отдельная процедура для выявления нормы оценок теста на основе результатов испытуемых, чтобы показатели каждого пациента можно было сравнивать с этой нормой.
Разработанный тест позволяет оценить нарушения с точки зрения трех языковых функций — понимание речи на слух, повторение и порождение речи. При этом каждая из функций оценивается на разных лингвистических уровнях — от обработки отдельных звуков речи (фонем), отдельных слов и предложений до понимания/порождения дискурса. Например, для оценки понимания речи на слух испытуемый сопоставляет услышанное слово или предложение с картинкой.
В заданиях на повторение нужно воспроизвести услышанное слово, предложение или бессмысленный набор звуков. Способность к порождению речи оценивается с помощью заданий на словесное описание картинок. Всего в тест вошло 13 разных субтестов, в каждом из которых от 8 до 24 проб. В среднем пациент с афазией тратит 60–90 минут на его прохождение.
Такая дифференцированная диагностика позволяет оценить особенности нарушений у конкретного пациента, чтобы подобрать эффективное лечение. При этом впервые в России диагностика будет стандартизирована в соответствии с современными требованиями психометрики. Русский афазиологический тест можно использовать как в клинической практике, так и для нейролингвистических исследований языка.
Этот тест — также впервые в России и мире — позволяет автоматизировать диагностику афазии: пациенты могут пройти его на планшете, и программа сама подсчитает баллы для части заданий, а точность выполнения остальных заданий экзаменатор сможет оценить прямо на устройстве, и в конце программа укажет степень серьезности нарушения каждой из языковых функций.
«Публикация этого теста — действительно знаковое событие для российской афазиологии, — комментирует Мария Иванова, руководитель команды разработчиков теста, научный сотрудник Центра языка и мозга (сейчас научный сотрудник Лаборатории восстановления после афазии университета Калифорнии Беркли). — Мы работали над этим проектом на протяжении почти 10 лет. Сперва придумывали задания и апробировали их не небольшом количестве испытуемых.
Потом, отобрав лучшие варианты, провели полномасштабный сбор данных для валидизации и стандартизации теста. Одновременно с этим мы разработали приложение, с помощью которого удалось автоматизировать процедуру тестирования и оценки ответов. Последние несколько лет были посвящены обработке данных и подготовке материалов теста к публикации. Использование этого теста в клинической и научной работе выводит отечественную афазиологию на новый уровень».
«Русский афазиологический тест — самое яркое клиническое приложение, созданное в Центре языка и мозга ВШЭ, — говорит Ольга Драгой, директор центра и соавтор работы. — В нем воплощено все самое актуальное научное нейролингвистическое знание, лучшие традиции психометрики и современные технологии. Мы рассчитываем, что проделанная нами титаническая работа принесет пользу отечественной клинике речевых нарушений и задаст моду в мире в области инструментов оценки речи».
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Люди не заканчивают играть в детстве: во взрослом возрасте игры позволяют им не только весело провести свободное время или чему-то научиться, но и лучше узнать друг друга или заключить сделку. Подобное социальное игровое поведение считалось редкостью у взрослых особей других видов, однако международная команда ученых обнаружила регулярные игры на протяжении всей жизни у шимпанзе.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии