Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области.
Статья вышла в журнале PLOS One. Исторически сложилось так, что при диагностике языковых и речевых нарушений российские специалисты часто руководствуются качественными методиками. Такие инструменты требуют от клинициста высокой степени мастерства, а результаты оценки трудно сравнивать между собой и использовать в исследованиях. Немногочисленные количественные опросники для оценки речи разработаны слишком давно и часто не соответствуют современным требованиям к инструментам измерения.
Афазия — одно из языковых нарушений, для которых не существует стандартизированного российского теста. У пациента с афазией затруднено понимание чужой речи и/или нарушены навыки произношения слов и письма. Чаще всего афазия — результат инсульта или черепно-мозговой травмы. Чтобы решить проблему отсутствия валидной российской методики для диагностики афазии, команда исследователей из ВШЭ разработала и протестировала новый инструмент — Русский афазиологический тест (Russian Aphasia Test, RAT). Тест основан на современных моделях нейролингвистики и учитывает психометрические требования к разработке таких диагностических батарей.
Для валидизации теста пригласили 106 здоровых испытуемых и 85 пациентов с афазией. Каждый из участников протестировал новую методику с помощью планшета. Как и ожидалось, здоровые участники успешно справились с тестом. Результаты пациентов с афазией отражали те диагнозы и разносторонние языковые нарушения, которые были выявлены у них с помощью качественного обследования в клинике. Эти и другие статистические тесты, проведенные командой ученых, доказывают валидность и надежность опросника. Результаты испытуемых также использовались для стандартизации инструмента.
Валидный опросник действительно оценивает тот параметр, для измерения которого он и был разработан. При этом его результаты устойчивы во времени и варьируются среди испытуемых с разным уровнем измеряемого параметра. Стандартизация теста — отдельная процедура для выявления нормы оценок теста на основе результатов испытуемых, чтобы показатели каждого пациента можно было сравнивать с этой нормой.
Разработанный тест позволяет оценить нарушения с точки зрения трех языковых функций — понимание речи на слух, повторение и порождение речи. При этом каждая из функций оценивается на разных лингвистических уровнях — от обработки отдельных звуков речи (фонем), отдельных слов и предложений до понимания/порождения дискурса. Например, для оценки понимания речи на слух испытуемый сопоставляет услышанное слово или предложение с картинкой.
В заданиях на повторение нужно воспроизвести услышанное слово, предложение или бессмысленный набор звуков. Способность к порождению речи оценивается с помощью заданий на словесное описание картинок. Всего в тест вошло 13 разных субтестов, в каждом из которых от 8 до 24 проб. В среднем пациент с афазией тратит 60–90 минут на его прохождение.
Такая дифференцированная диагностика позволяет оценить особенности нарушений у конкретного пациента, чтобы подобрать эффективное лечение. При этом впервые в России диагностика будет стандартизирована в соответствии с современными требованиями психометрики. Русский афазиологический тест можно использовать как в клинической практике, так и для нейролингвистических исследований языка.
Этот тест — также впервые в России и мире — позволяет автоматизировать диагностику афазии: пациенты могут пройти его на планшете, и программа сама подсчитает баллы для части заданий, а точность выполнения остальных заданий экзаменатор сможет оценить прямо на устройстве, и в конце программа укажет степень серьезности нарушения каждой из языковых функций.
«Публикация этого теста — действительно знаковое событие для российской афазиологии, — комментирует Мария Иванова, руководитель команды разработчиков теста, научный сотрудник Центра языка и мозга (сейчас научный сотрудник Лаборатории восстановления после афазии университета Калифорнии Беркли). — Мы работали над этим проектом на протяжении почти 10 лет. Сперва придумывали задания и апробировали их не небольшом количестве испытуемых.
Потом, отобрав лучшие варианты, провели полномасштабный сбор данных для валидизации и стандартизации теста. Одновременно с этим мы разработали приложение, с помощью которого удалось автоматизировать процедуру тестирования и оценки ответов. Последние несколько лет были посвящены обработке данных и подготовке материалов теста к публикации. Использование этого теста в клинической и научной работе выводит отечественную афазиологию на новый уровень».
«Русский афазиологический тест — самое яркое клиническое приложение, созданное в Центре языка и мозга ВШЭ, — говорит Ольга Драгой, директор центра и соавтор работы. — В нем воплощено все самое актуальное научное нейролингвистическое знание, лучшие традиции психометрики и современные технологии. Мы рассчитываем, что проделанная нами титаническая работа принесет пользу отечественной клинике речевых нарушений и задаст моду в мире в области инструментов оценки речи».
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.
Эксперимент, устроенный в морском аквариуме в Лос-Анджелесе, продемонстрировал, что акулы и скаты, принадлежащие к пластиножаберным рыбам, могут обладать более высоким уровнем интеллекта. Значит, им необходима обогащенная среда обитания при содержании в неволе.
Анализ астрономических фотопластинок середины XX века показал, что таинственные яркие точки на небе появлялись значительно чаще вблизи дат ядерных испытаний. Эти вспышки, зафиксированные еще до запуска первого спутника, также совпали с увеличением числа сообщений о неопознанных аномальных явлениях.
В одном из крупнейших комплексов звездообразования Млечного Пути — гигантском молекулярном облаке Лебедь X (Cygnus X) — впервые зафиксировали так называемый «темный» молекулярный газ. Эта форма межзвездной материи, невидимая в оптическом и инфракрасном диапазонах, позволит больше узнать о процессах зарождения звезд в Галактике.
Нейроны в мозге обезьяны отследили положение объектов не в абсолютном пространстве, а относительно друг друга. Эта способность позволила мозгу одновременно смотреть в одну точку, концентрировать внимание на другой и планировать движение к третьей.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
