21.07.2021
5 811

Астроном-любитель открыл новый спутник Юпитера

5.6

Количество известных лун Юпитера достигло восьмидесяти: в данных, собранных в предыдущие десятилетия, удалось заметить еще один малый спутник.

©Damian Peach

Помимо четырех больших Галилеевых спутников, у Юпитера имеется множество лун поменьше, вплоть до километровых размеров. Сегодня их известно 79, но нет сомнений, что у гигантской планеты есть и другие, пока не замеченные нами небольшие спутники. Один такой недавно обнаружил астроном-любитель Кай Лy (Kai Ly), доведя их общее число ровно до восьмидесяти. Соответствующее уведомление было отправлено в Центр малых планет (MPC), который координирует подобные наблюдения и ведет официальные каталоги. Подробно о находке рассказывается в журнале Sky & Telescope.

Для поисков использовали данные, полученные 3,6-метровым телескопом CFHT в 2003 году и выложенные в открытый доступ. Профессиональные астрономы с их помощью уже открыли более двух десятков спутников Юпитера, но свой вклад внесли и любители. Интерес Лу привлекли три снимка, сделанные ночью 24 февраля 2003 года, когда Юпитер находился в противостоянии, а его луны были видны особенно хорошо.

За единственным исключением Валетудо (его орбита показана зеленым) все известные ретроградные спутники Юпитера находятся на внешних орбитах (красные), а внутренние спутники (синие, фиолетовые) движутся проградно, в том же направлении, что и планета / © Carnegie Inst. for Science / Roberto Molar Candanosa

На них удалось заметить три возможных кандидата, и один из них обнаружили на снимках, сделанных на CFHT в другое время, а также на изображениях телескопа Subaru и обсерватории Cerro Tololo. Звездная величина объекта S/2003 J 24 составила около 23, далеко за пределами доступной невооруженному глазу. В общей сложности удалось найти 76 наблюдений спутника, полученных на протяжении полутора десятков лет, что позволяет оценить его орбиту. Полный оборот вокруг Юпитера он делает за 1,9 земных года.

S/2003 J 24 относится к группе спутников Карме, названной в честь самого большого из них. Она включает пару десятков лун с очень похожими орбитами и ретроградным движением — то есть в сторону, противоположную относительно вращения самой планеты. Считается, что все они имеют общее происхождение и представляют собой обломки более крупного тела — возможно, погибшего спутника, имевшего почти 50 километров в диаметре.