У Юпитера нашлись еще десять спутников — Naked Science

У Юпитера нашлись еще десять спутников

Астрономы открыли десять прежде неизвестных спутников Юпитера: их общее число теперь достигло 79.

jupiter-juno-nasa

Несколько лет назад команда Скотта Шеппарда (Scott Sheppard) заметила аномалии в траекториях далеких тел Солнечной системы, проходящих за орбитой Плутона. Они стали ключевыми свидетельствами существования там неуловимой девятой планеты. Весной 2017 года Шеппард и его коллеги использовали 4-метровый телескоп Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили для новых наблюдений за объектами пояса Койпера и попутно открыли несколько новых карликовых спутников Юпитера. О находке двух из них сообщалось тогда же, но подтверждение существования еще десятка лун заняло больше года; об этом пишет пресс-служба Института Карнеги.

«Так получилось, что Юпитер проходит по небу как раз поблизости от области, в которой мы ведем поиск экстремально удаленных тел Солнечной системы, — говорит Скотт Шеппард. — Благодаря этой счастливой случайности мы можем видеть новые луны Юпитера параллельно поиску планет на окраинах Солнечной системы». В самом деле: прошло около года, и новые наблюдения подтвердили наличие у гигантской планеты еще десяти прежде неизвестных спутников размерами от одного до трех километров.

Система Юпитера включает больше лун, чем какая-либо другая у Солнца: и четыре крупных Галилеевых спутника (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто), и три группы на дальней орбите, движущиеся в ретроградном, против вращения самой планеты, направлении. Считается, что они являются останками трех небесных тел, некогда захваченных притяжением Юпитера, а затем разрушенных в столкновениях.

©Carnegie Science

Из обнаруженных командой Шеппарда в 2017 — 2018 годах спутников девять относятся именно к этой ретроградной семье и делают оборот примерно за два земных года. Еще два спутника связаны с расположенным ближе к Юпитеру семейством проградных лун, которые вращаются вместе с планетой, делая оборот приблизительно за год.

Однако самым интересным оказался последний спутник, получивший даже собственное название — Валетудо (Valetudo), в честь одной из внучек древнегреческого Юпитера. Он делает полный оборот за 1,5 года, причем по уникальной орбите — проградной, проходящей через группу ретроградных спутников, что не исключает возможности их столкновения. «Ситуация нестабильна, — говорит Шеппард. – Лобовые столкновения легко разрушат эти объекты и превратят в пыль».

Система Юпитера: орбиты Галилеевых спутников показаны фиолетовым, проградных — синим, ретроградных — красным. Зеленым выделена орбита Валетудо / ©Carnegie Institution