19.01.2022
28 531

Архивные снимки подтвердили опасность спутников Starlink для астрономии

5.7

Чем более многочисленной становится низкоорбитальная группировка Starlink, тем больше астрономических снимков оказываются испорчены пролетами ее спутников.

©ZTF, Caltech / Автор: Анастасия Кожевникова

Инструмент Zwicky Transient Facility (ZTF) установлен в Паломарской обсерватории в Калифорнии и следит за быстрыми транзиентными (непостоянными) источниками в видимом и инфракрасном диапазонах волн. Поэтому спутники и другие яркие объекты в ближнем космосе оказывают заметное влияние на его работу, оставляя длинные «росчерки» в своем движении по орбите. И чем более многочисленной становится «мегагруппировка» Starlink, тем больше оказывается испорченных снимков. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Компания SpaceX разворачивает флотилию Starlink с 2018 года. На низкой околоземной орбите разместились уже больше 1800 аппаратов для предоставления широкополосного доступа в интернет. Находясь на высоте около 550 километров, они различимы даже невооруженным глазом и все чаще служат помехой для астрономических наблюдений. Ученые давно бьют тревогу, опасаясь, что когда группировка достигнет обещанных масштабов — около 40 тысяч спутников, — работа на многих наземных телескопах будет практически остановлена.

В SpaceX признают проблему, однако решают ее без большого энтузиазма. Так, компания начала использовать дополнительное небликующее покрытие и затемняющие визоры на всех новых выводимых аппаратах, но астрономы замечают, что этого недостаточно. Переговоры и дискуссии продолжаются, а тем временем спутников Starlink становится все больше.

Чтобы оценить их влияние, Пржемек Мруз (Przemek Mróz) и его коллеги из Варшавского университета рассмотрели данные, собранные ZTF на протяжении последних лет, пока шло наращивание низкоорбитальной флотилии — между ноябрем 2019-го и сентябрем 2021 года. Инструмент делает полный обзор неба каждые две ночи, что позволяет каталогизировать быстроизменяющиеся транзиентные источники — будь то вспышки сверхновых или движущиеся кометы и астероиды.

На этих снимках Мруз и соавторы идентифицировали в общей сложности 5301 росчерк, оставленный спутниками. Как и можно было ожидать, их количество быстро растет со временем: если в 2019-м аппараты Starlink испортили 0,5 процента всех изображений, то в конце 2021-го — уже 20 процентов. Впечатляющий рост — в десятки раз. Ученые опасаются, что когда группировка достигнет 10 тысяч (в SpaceX планируют добиться этого к 2027 году), наблюдения станут практически невозможны.

Не спасают и попытки затемнить спутники. По оценкам ученых, за счет дополнительного покрытия и визоров их блеск упал в несколько раз, до звездной величины 6,8. Это соответствует самым слабым звездам, различимым невооруженным глазом, но никак не укладывается в рекомендации, сформулированные экспертами в 2020 году, на воркшопе Satellite Constellations 1 (SATCON1), который был посвящен этой новой астрономической проблеме.