26.09.2023
Мария А.
56 038

В черепе мужчины, жившего 1600 лет назад, обнаружили следы менингиомы

4.9

Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.

Череп из Сима-де-Марсенехас
Череп из Сима-де-Марсенехас / © Пилар Фернандес Колон / Автор: Milonia Larcius

Группа испанских ученых из Национального центра исследований эволюции человека (CENIEH) вместе с коллегами из Университета Алькалы, Мадридского университета Комплутенсе и Политехнического университета Валенсии исследовала достаточно хорошо сохранившийся череп, хозяин которого жил в конце Римской империи. Отчет опубликовали в журнале Virtual Archaeology Review.

Череп нашли 7 февраля 2019 года, во время спелеологической экспедиции в пещеру Сима-де-Марсенехас в городе Ластрас-де-Теза испанской провинции Бургос. Он лежал в воде и явно был смещен ею. Специалисты отправили череп в лабораторию Национального центра исследований эволюции, где находку отреставрировали. Радиоизотопное датирование показало, что человек, которому принадлежал этот череп, жил на Пиренейском полуострове ближе к концу постреспубликанского периода Древнего Рима — в 317-418 годах нашей эры (примерно в 367-м).

Затем исследователи провели компьютерную томографию, создали 3D-модель черепа, а также визуализировали его внутренние структуры. Так им удалось выявить четыре повреждения, три из которых были экзокраниальными — на внешней стороне костного каркаса головы. Поскольку следы располагались на макушке, скорее всего, травмы были причинены умышленно, тупыми и острыми предметами, при жизни человека, а впоследствии ранения зажили.

Четвертое повреждение находилось на внутренней стороне черепа и походило на патологию — судя по всему, мужчина перенес операцию, в результате которой ему удалили часть кости.

«После изучения характеристик поражения и сравнения его с различными патологиями, такими как инфекции, метаболические или генетические заболевания или неоплазия, мы сделали вывод, что оно, вероятно, было вызвано опухолью внутри черепа — предположительно, менингиомой», — рассказали ученые.

Менингиома — самый распространенный тип первичной опухоли головного мозга, на нее приходится около 30% всех таких патологий. Развивается из клеток оболочек, которые представляют собой три слоя ткани между черепом и мозгом. Вместе со спинномозговой жидкостью они защищают структуры центральной нервной системы.

Опухоль головного мозга, которую диагностировали у мужчины, жившего в конце Римской империи, ученые назвали самым ранним подобным случаем на Пиренейском полуострове из тех, что известны современной науке.

«Болезни сопровождали человечество с доисторических времен. Изучение древних патологий и последствий может помочь понять их влияние и то, какое решающее значение имел образ жизни наших предков. Тафономические и палеопатологические исследования могут предоставить информацию о причинах смерти, поведении населения, например межличностных конфликтах либо о том, как люди ухаживали за больными. Эти исследования также подтверждают существование некоторых заболеваний, упомянутых в археологических записях», — отметили авторы научной работы.