09.05.2023
Анна Новиковская
44 365

Неандерталец налицо: антропологи выяснили, какую черту лица современные люди унаследовали от вымерших родственников

Тысячи лет назад наши предки скрещивались с их ближайшими родственниками, неандертальцами. Теперь исследователи выяснили, какая особенность строения нашего лица связана с теми далекими событиями.

черепа людей
Сравнение формы черепа современного человека и неандертальца / ©Kaustubh Adhikari, UCL / Автор: Messiena Lucretius

В геноме современного человека присутствует несколько процентов ДНК, доставшейся нам от неандертальцев — наших ближайших вымерших родственников, исчезнувших с лица Земли около 40 тысяч лет назад. Присутствие многих этих генов внешне незаметно, но часть из них влияет на наш внешний вид, а именно: как выяснила международная группа ученых из Великобритании, Китая, Франции, Аргентины, Чили, Перу, Колумбии, Мексики, Германии и Бразилии, — на форму носа.

В исследовании приняли участие около шести тысяч человек смешанного европейского, индейского и африканского происхождения, в основном это были выходцы из Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу. Исследователи сравнили генетическую информацию участников с фотографиями их лиц, особенное внимание уделяя расстоянию между некоторыми точками на их лицах, такими как кончик носа или края губ, чтобы увидеть, как конкретные генетические варианты определяют особенности строения лица. Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Biology.

Ученые выяснили, что у участников с индейскими корнями, а также у людей с восточноазиатскими предками, принимавшими участие в другом исследовании, ген ATF3 унаследован от неандертальцев, благодаря чему нос стал выше и тоньше. Поскольку форма носа помогает нам регулировать температуру и влажность воздуха, которым мы дышим, возможно, «неандертальский» вариант гена ATF3 оказался полезен нашим предкам, когда они вышли из Африки и столкнулись с более прохладным евразийским климатом.

Большинство исследований, направленных на изучение генетического разнообразия человечества, были сосредоточены на европейцах и людях европейского происхождения. А в этом исследовании выборка состояла из латиноамериканцев, что позволило расширить наши представления о генетике всех людей.

Ранее та же исследовательская группа уже обнаружила, что форму губ современные люди унаследовали от денисовцев, так что это второй случай, когда идентифицирован доставшийся нам от древних родственников вариант гена, влияющего на форму нашего лица.